
Супер постер
    
Группа: Posters
Сообщений: 657
Регистрация: 27.7.2006
Пользователь №: 1,079

|
Привитие капитализма в России Сергей Чернышев председатель Консультативного совета "Управляющей компании №1"
№1 Идеология капитала и капитализации[1]
Невинная буковка «и», соединившая в подзаголовке «капитал» с «капитализацией», скрывает под собой метаисторическую бездну размером с XX столетие.
Маркс, признанный величайшим философом в истории человечества согласно одному из последних британских опросов общественного мнения, полушутя-полусерьёзно писал в "Капитале": "Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы". А в рукописях, наедине с собой, и потому чуть более серьёзно, он называл капитал «господствующей абстракцией». Капиталистами правит невидимая рука рынка, которая не оставляет своим агентам места для каких-либо идей или идеологий. Капитал – невидимая голова этой невидимой руки, он – сам по себе идеология. Впрочем, всё это дела минувших дней. Капитализация как человеческая деятельность есть сознательное превращение вещей в капитал, придание им качества капитала, то есть способности расширенно воспроизводить себя. Во-вторых, это количественное изменение, наращивание данного качества, управление качеством капитала. Тут мы, поднатужась, под невидимую руку рынка капиталов подсовываем свою. У людей, которые занимаются капитализацией, идеология уже, безусловно, есть. У них-то, собственно, она впервые в истории появляется. В широком смысле слова это идеология свободы, а в узком и конкретном – идеология инвесторов, желающих освободиться от превратностей рынка капиталов, который, как всем известно из экономической классики, склонен к разрушительным припадкам, циклическим спадам и взлётам. Вложив с вечера капитал в ценные бумаги, утром вы рискуете проснуться либо безумно богатым (для этого и пальцем не пошевелив) либо разоренным (хотя ночью ничего дурного не совершали).
Управляемое повышение уровня капитализации своей собственности – первый шаг к овладению системой отношений собственности, преодолению социального отчуждения. А эта задача, завещанная всей историей европейского гуманизма, подразумевает, как свои ступени, триаду идеалов свободы, справедливости и братства. Цель компании – заработать деньги или изменить мир?
«Или» в данном случае просто неуместно, если вспомнить, что в компании работают люди. Трудно представить себе человека, единственной целью которого было бы заработать деньги. Деньги не едят, ими не одеваются. Даже если вы этого захотите, не удастся обклеиться непосредственно деньгами, придется сшить штаны или юбку из банкнот. Деньги для любого человека являются лишь одним из средств, промежуточным этапом достижения других целей. Другой вопрос – простираются ли эти цели на изменение мира, или человеку достаточно своей семьи. Мир человека – матрешка, в ядре которой пульсирует наша боговдохновенная самость.
Где-то снаружи таится то, что людям всего нужнее: смысл, счастье, – и этим ещё далеко не исчерпан мир человека. А промежуточные слои – разнообразные институты, которые отделяют его от достижения человеческих целей. «Деньги» (как и «компании», кстати) являются одним из институтов. И если можно достичь чего-то без посредства банкнот, подверженных фальсификации, с магнитной кредитной карточкой, человек охотно обойдется без этих бумажек. А если с партнером установить клиринговую систему прямых обменов, то человек, конечно, обойдется вообще без архаичного института «денег», лишь бы высшая цель достигалась.
Рождение капитала и управление им
Чтобы не пересказывать трехтомник Фернана Броделя[2], начну с какой-нибудь банальности. Смыслом большого XX века (который наступил местами раньше, чем 1900-й год, а для многих народов еще не завершился), является как раз переход, прорыв из Истории №1, увенчавшейся рождением капитала как производительной силы, в Историю №2, где предстоит освоить управление им.
Человек на всем протяжении Первой истории учился присваивать силы и вещества природы, распределять их, обмениваться ими – пока не породил на свет такую удивительнейшую Вещь-Силу, которая ухитрялась производить и расширенно воспроизводить сама себя. Капитал –социальная машинка, которая все время производит больше капитала, чем было, он лезет из своих первоначальных границ, как тесто из квашни. На этом величайшем достижении закрылась начальная школа освоения вещей-сил.
Капитал как бизнес живет, кредитуя другие бизнесы, товаропроизводящие и торговые. В XX столетии в силу ряда известных причин существовать за счет кредитования становится все более затруднительным. Чтобы выжить, капиталу приходится стать инвестиционным, прокачивать себя через проекты: все более длинные и сложные цепочки из производительных сил, сознательно конструируемые для создания новой (добавленной) стоимости. И тут выяснилось, что дикий Запад закончился: все вещи-силы, которые могут понадобиться в проекте, это уже не часть Природы, они имеют собственников.Чтобы ваша вещь лучше работала как капитал, надо вставлять ее во все новые производящие цепочки. Управляя своей вещью как капиталом, человек вылезает из границ этой вещи, тянется к другим вещам-бизнесам, и натыкается на вполне видимые руки их собственников. Так впервые он оказывается вынужден обратить внимание на других людей, которые до сих пор – в неоклассической модели спроса/предложения, совершенной информации и однородных товаров – были ему не интересны.
Приходится посмотреть в глаза другому человеку – пока еще не как экзистенциальному существу, созданному по Образу и подобию, а всего-навсего хозяину того склада, который нужен для хранения произведенной продукции, начальнику автоколонны трейлеров, необходимых для ее доставки, владельцу торговой сети. Нужно понять систему интересов каждого из них, логику его бизнеса, чтобы связать их системой запроектированных контрактов. Тогда-то и наступает период управления стоимостью своего капитала, понимаемой как плотность пучка пропущенных через него цепочек производства добавленных стоимостей. Вот что открывается в новой бездне, - если вкратце.
Зачем предприятию нужна идеология?
Предприятие – двусмысленное слово, которое можно понимать двояко. Если предприятие – это контора или завод, то ему не свойственно ни вдохновляться, ни нуждаться, ни страдать. Но вообще-то «предприятие» по-русски означает первичный акт деятельности, в процессе которого человек, собственно, только и становится человеком. «Предпринять нечто», согласно Далю, означает совершить некие новые, важные и значимые, и притом очень дискомфортные и опасные действия.
Воспроизводя то, что уже делают другие, можно просто обезьянничать, и для этого идеология не требуется: нужно лишь внимательно следить за руками других пекарей, докеров и брокеров. Функционеру не нужна идеология, ему достаточно зарплаты. Но если я предпринимаю нечто невиданное, например – путешествие в поисках нового континента, мне нужны не только знания, накопленные прежними мореплавателями, но и вера, что неоткрытые земли существуют, и воля плыть сквозь ураганы, а не мечтать на диване. Пускаясь в сомнительное предприятие, уповать на стабильную зарплату и твердую пенсию не приходится. Значит, человеком должна двигать идея – нечто нематериальное, нетождественное жалованью или званию героя каптруда. Поэтому ответ на вопрос подразумевается смыслом самого вопроса.
Особенности развития капитализма в России
Общеизвестно, что капитализм в России не эволюционировал так, как в абстрактных странах образцового Запада, где он, по официальной версии, прорастал и вызревал сам по себе. Куски зрелой капиталистической ткани были в Россию импортированы в разные эпохи и по разным поводам. В России никогда не было капитализма в западном смысле как базового жизненного уклада, но были отдельные анклавы или зоны, где он бурно расцветал. При этом, как считается, более укорененным был промышленный капитал – заводы Демидова или Сормовские верфи. С купеческим капиталом все уже обстояло посложнее. Что же касается банковских капиталов, то они, как правило, были родом из-за рубежа, большей частью из Антанты. Поэтому в России никогда не было целостного капитализма – он был слоистый и локальный. Большая часть населения обреталась в архаическом, крестьянском укладе, буржуазного пороха она сроду не нюхала. После революции почти все «острова капиталистического архипелага» постигла участь Атлантиды.
Но подобные особенности вовсе не являются российской монополией. Чем дальше от Англии, тем менее классично возникновение капитализма. Даже в Истории №1 оно везде было кривое, косое, ограниченное и все равно включало заимствование чужих моделей. Сегодня, в эпоху постиндустриальной связности, новое, рождаясь единожды в одной стране (глубоко несчастной, кстати), всеми прочими заимствуется. Они, в свою очередь, делятся на успешно догоняющих и тех, кто не догоняет (а затем резко перегоняет). Заимствование в современном мире является органичным элементом развития.
Актуальность и альтернативы капитализма
Сегодня капитализм актуален, как никогда прежде. Там, где в истории страны не случилось эпохи полноценного капитализма, через сито которого пропускалась бы большая часть населения, там не возникло достаточно плотной «социальной ткани» из современных структур, институтов, типов личностной мотивации, на фундамент которых можно дальше ставить этажи современного общества. Поэтому в теле таких стран – а их очень много – зияет дыра, которую, если хотим двигаться в современное общество, мы должны заполнить.
Другое дело, что заполнение не может произойти эволюционно. Если вам нужен радиоприемник, вы не будете садиться и по-новой изобретать грозоотметчики и вариометры, как в эпоху Попова и Маркони, а пойдете в магазин и купите готовое устройство, которое опирается на столетнюю культуру производства радиотехники. Отсутствующий пласт собственной истории нельзя восполнить, издав декрет о том, что капитализм разрешается. С таким же успехом можно издать декрет, что инвалиду разрешается встать с коляски или полететь по воздуху. К сожалению, для этого потребуется долго и конкретно лечиться и учиться. Поскольку предполагалось, что в ходе очередных российских реформ капитализм возникнет сам собой путем позволения ему возникнуть, этот вопрос стал для нас едва ли не более актуальным по истечении 15 лет, считающихся эрой расцвета капитализма.
Такой способ «получения капитализма» в современном мире ведет к обратному результату. Создается устойчивый механизм, блокирующий и разрушающий дальнейшие попытки переноса к нам капиталистических институтов. Естественно, если вы разрешили кому попало приватизировать диспетчерские вышки и покуражиться в кабинах авиалайнеров, то позже, разбираясь, почему так и не появилась современная гражданская авиация, выясните, что граждане, самоназначившиеся «летчиками», переделали сломанные самолеты в пивные ларьки, испохабили аэродромы и распугали пассажиров – в итоге получается не ноль, а устойчивый минус.Повторюсь: капитализм как часть фундамента любого современного общества безальтернативен. Альтернативны пути вхождения стран «догоняющей капитализации» в ткань современного миропорядка.[3].
Если же переходить к более существенным вопросам, тогда нужно было бы говорить не об альтернативе капитализму, а о типологии и генезисе «посткапиталистических» обществ и об альтернативах человеческой деятельности в Истории № 2. Но что бы ни было после капитализма, это «после» не состоится, если вы альтернативным путем не заткнете актуальную дыру на его месте.
Возможен и нужен ли капитализм в России
Капитализм возможен в любой стране, и он нужен любой стране, но в конкретном смысле. Если в историческом теле страны его не было и нет, она будет проваливаться через эту пустоту, как трактор, пашущий поле, проваливается в карстовую пещеру. Но сами пещеры всегда имеют уникальную структуру.
Капитализм – всего-навсего общество, которое умеет устойчиво производить и воспроизводить вещи и самое себя как вещь, это хозяйство, которое саморегулируется, в нем все, что нужно, ремонтируется, и еще остается прибыль. Россия принадлежит к числу несчастных стран, где всегда народные умельцы умели произвести на свет уникальные агрегаты и удивительные организации – но каждый раз, стоило создателю Левше помереть или отлучиться, его творение необратимо разваливалось. И наши «бизнесы» чаще всего не работают в отсутствие бизнесменов: он уехал в отпуск – все рассыпалось. Это означает, что не пройдена школа капитала, люди не умеют делать вещи, которые обладали бы способностью себя самоподдерживать и самонаращивать, не обеспечивается «расширенное воспроизводство». Если эта элементарная компетенция не приобретена, то, двигаясь в светлое постиндустриальное общество, каждый раз вы будете с хрустом проваливаться в архаику.
Почему «российский капитализм» не принес благосостояния россиянам
Правильнее будет говорить: «общество, именуемое капиталистическим». Оно именуется так совершенно напрасно. У Е.Евтушенко есть длинное фальшивое стихотворение, где он кокетливо отнекивается от причисления его к «богеме», но конец там правдивый:
Какая-то рядом мегера, С которой полжизни прожил… Вот вы говорите – богема. Спасибо, но не заслужил.
Так вот: мы не заслужили ни с какого боку высокого звания капиталистического. Почему же то общество, которое сложилось за 15 лет автономного российского существования, обернулось для большинства населения нищетой и отсутствием видимых перспектив? Чем предопределяется в каждом конкретном обществе его благосостояние, уровень стабильности и характер перспектив? Еще Маркс объяснял, что фундаментальной основой, предопределяющей в каждом конкретном обществе его благосостояние, уровень стабильности и характер перспектив, является структура собственности данного общества. Теперь, спустя 160 лет, тому же учит мейнстримный неоинституционализм. И вот тут-то с первого же взгляда современная РФ предстает скопищем диковин.
В типичном современном обществе (за исключением разве тех, что едва выбрались из мглы архаики либо «оранжевых» передряг) имеется, во-первых, куча малых и средних предпринимателей. Их объединяет то, что все они являются собственниками, пусть даже мелкими, без образования юридического лица. Их жизнь не обязательно состоит из молочного шоколада, но в количественном соотношении это половина населения, и они производят порядка 80 % ВВП. Во-вторых, почти все прочие, кого у нас принято называть рабочими и колхозниками, тоже помимо «зарплаты» имеют собственность, у них есть как минимум ценные бумаги собственных предприятий, чья стоимость зависит от капитализации этих предприятий.
Подавляющее большинство нашего населения не являются собственниками чего-либо вообще, помимо жилища и тряпок. Стоит ли удивляться, что они нищие, если у них собственности нет? Как можно в современной РФ стабильно, да еще и с перспективой жить на зарплату? Ведь зарплату «трудящимся» выплачивает небывало крохотное меньшинство, буквально горстка собственников – либо напрямую, в качестве нанимателей, либо косвенно, в роли налогоплательщиков.
Дело в том, что, с другой стороны, всеми крупными ресурсами и активами типа металлургических комбинатов, стратегических месторождений, электростанций, судоверфей на западе управляют публичные корпорации с прозрачной структурой собственности и менеджмента, где одному человеку может принадлежать от силы 3-5%, а все остальное распылено среди множества мелких акционеров. У нас сплошь и рядом отдельные малопубличные граждане обладают контрольными пакетами стратегических активов, украшая собой список «Форбса».
В сегодняшней России, где всей-то собственности кот наплакал (с учетом ее сверхнизкой капитализации), она еще и нарезана такими миллиардными ломтями, что на межах маргинальному большинству просто нечего ловить. Мы – страна люмпенов, лиц без определенного места в собственности (БОМС).
Поэтому праздный вопрос о закономерности-случайности такого оборота дел я бы заменил на другой, безотлагательный: что с этим делать? И если практический ответ будет дан, тогда возникнет моральное право пофилософствовать, как всё случилось. Вообще-то это не бином Ньютона. Если говорить совсем кратко, в реформах 1990-х вовсе не была предусмотрена работа с собственностью граждан нашей страны, исключая момент, когда им раздали ваучеры. Но в этот момент выяснилось, что ваучер ничего не стоит. Собственность страны обесценилась ввиду того, что между материальными активами были нарушены прежние связи, а новых не создали. Старые связи формировал и поддерживал упразднённый Госплан, новые ожидалось как-то «на халяву» получить благодаря рынку, коему предписано было возникнуть. Но рынок, если бы и возник, едва догадался бы, как строить связи между активами постиндустриального типа, возникшими нерыночным путем. А поскольку стоимость активов определяется плотностью производственных связей между ними, то и результат получился вполне предсказуемый.
Реформаторы собственными руками, не желая того (я далек от мысли о заговоре), произвели на свет гремучую структуру собственности, при которой абсолютному большинству населения оказалось нечего терять, не исключая и цепей. А горстка приватизаторов присвоила стратегические активы и со временем смогла их капитализировать (пусть и с КПД ниже паровозного), поскольку это были природно-экспортные ресурсы или первый их передел. Такое общество абсолютно рукотворно, подобного не было и не могло возникнуть в истории. Капитализм при всем желании не смог бы создать похожую картину, это больше напоминает древнейшие азиатские социумы, где имелся один тотальный собственник, богоподобный царь, восседающий на троне. Беда в том, что мы-то оказались еще и без царя. В известном смысле (метафорически употребляя слово «закономерность») это закономерный результат того, как мы обошлись с собственностью, а она в ответ обошлась с нами. И абсолютно нежизнеспособный.
Необходим быстрый управляемый рост стоимости всех российских активов, для начала в 5-10 раз (до бразильско-португальского уровня), во избежание нового искушения «отнять и разделить». Необходима капитализация имущества, компетенций и доли в хозяйстве страны подавляющего большинства ее граждан, их институциональное превращение в собственников. Необходима реструктуризация, приближение структуры российской собственности к современным стандартам за счет неравномерного роста различных ее составляющих.
Остается вопрос: как нужно действовать. Но об этом никто не спрашивает.
------------------------------------------------------------------------------------------------ [1] Здесь и далее подзаголовки принадлежат редакции «РЭО». По просьбе редакции автор выстроил статью в определенной логике, которая отражена в подзаголовках. [2] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. – В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Прим. «РЭО» [3] Эту проблематику мы подробно разъясняли еще в докладах руководству СССР в начале 1980-х гг., опубликованных в книге «После коммунизма». – Платонов С. После коммунизма. М.: Молодая гвардия, 1989. – прим.автора. Если что взято отсюдова
--------------------
И мы могли бы вести войну Против тех, кто против нас, Так как те, кто против тех, кто против нас, Не справляются с ними без нас.
|