IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Стеклопластик, И работа с ним
Fist
сообщение Jun 10 2007, 14:36
Сообщение #1


Продвинутый пользователь
***

Группа: Posters
Сообщений: 285
Регистрация: 7.2.2007
Из: Россия
Пользователь №: 5,224



МАКЕТ И МАТРИЦА Для изготовления изделия из стеклопластика первое, что необходимо, – создать его макет. Собственно, макет нужен всегда, но при одноразовой работе иногда удается укладывать стеклоткань на временные распорки. Этот подход срабатывает только тогда, когда нет необходимости в создании качественной поверхности. К примеру, очень часто при изготовлении новых дверных панелей основу изготавливают из стеклопластика прямо на двери, защитив ее предварительно пленкой бумажного скотча, полиэтилена, воска и т. п. Плохое качество поверхности в данном случае мало кого волнует, так как затем на эту прочную стеклопластиковую корку клеится пористый материал, а на него кожа, ткань или что-то другое.Технология изготовления кузовных и декоративных изделий из стеклопластика и тех предметов, которые будут тиражироваться, несколько сложнее. Здесь не обойтись без макетирования и матрицирования.Макет будущего изделия может быть изготовлен различными способами: фанера, пластилин, пенопласт и т. д. От того, насколько правильно сделан макет, будет зависеть качество будущих изделий. Более того, если необходимо, чтобы у детали, которая будет затем создаваться, была идеально ровная поверхность, над ее качеством придется поработать уже на макете. Чем более гладким и ровным будет макет, тем меньше работы потребуется потом, при изготовлении и доведении матрицы.Еще до создания макета необходимо понять, можно ли изготовить деталь целиком или нет. Дело в том, что при работе со стеклопластиками и другими подобными материалами необходимо, чтобы готовую деталь после застывания можно было вытащить из матрицы, ничего не повредив при этом. Возможно, деталь будет иметь такую форму, что ее придется изготавливать из нескольких частей, а затем скреплять их друг с другом, но выклеить шар через угольное ушко вряд ли получится.Матрица создается по макету. Это самый ответственный момент. Прежде всего макет вощится, т. е. покрывается тонким слоем воска. Эту процедуру можно сравнить с полировкой автомобиля. После того как макет подготовлен, на него наносится слой специального матричного гелькоата. Это покрытие в дальнейшем позволит вывести поверхность матрицы практически до зеркального блеска. Матричный гелькоат гуще, чем обычный, и ложится более толстым слоем.После того как встанет этот слой, начинается укладывание стекломата. Сначала – тонкая стекловуаль. Она позволит точно повторить все изгибы и контуры макета. Далее желательно дать подсохнуть первому слою. Затем уже можно выложить еще несколько слоев более толстого мата, но сразу набирать толщину не стоит, иначе матрицу может повести (изогнуть и покоробить). При создании матриц на простые детали можно упростить процедуру. Тут главное – опыт.

Если матрица будет разъемной, то при ее изготовлении делаются специальные перегородки вокруг макета, разделяющие его на сегменты. Выложив основной, после его застывания перегородки вынимаются и, обработав кромки первого сегмента матрицы, выкладываются остальные. Для правильного позиционирования сегментов друг относительно друга в первом при формовании делаются специальные ямки. Когда будут формоваться следующие сегменты, эти ямки будут заполнены смолой и стекловолокном, и появятся бугорки. Эти пары и позволят при будущем использовании правильно скрепить различные части матрицы воедино. Для скрепления сегментов матрицы в ребрах всех отдельных частей сверлятся отверстия под крепежные болты.Для того чтобы матрица была прочной и хорошо держала форму, после ее изготовления, прежде чем вынуть макет, к матрице приформовывают ребра жесткости. В зависимости от ее размеров это может быть прочный стальной каркас или небольшие фанерные или деревянные ребра.Готовая матрица, если макет был изготовлен аккуратно, может и не потребовать дополнительной обработки, но зачастую приходится выводить поверхности, шлифовать и полировать матрицу до блеска. Только тогда можно получить идеальную деталь. А к кузовным элементам вообще нужно особое внимание.Затем начинается долгий процесс вощения. Матрицу приходится тщательно натирать воском несколько раз с перерывами. Воск нужно не просто намазывать, а растирать до получения тонкой, гладкой, невидимой пленки. Если этого не сделать, то поверхность готового изделия будет не гладкой, а шершавой.После, а порой и вместо вощения иногда используют специальные жидкости, которые, высыхая, создают пленочное покрытие, предотвращающее попадание смолы или гелькоата на матрицу, чего никак нельзя допускать. Как нельзя и царапать ее поверхность. В противном случае смола может «намертво» прирасти к матрице, и тогда процедуру шлифовки, полировки и вощения придется повторять снова. Порой используют особые составы, обработав которыми матрицу можно снимать с нее до 100 изделий, но старый добрый воск всегда остается самым понятным и надежным средством.Процесс создания матрицы, описанный выше, является довольно распространенным вариантом, используемым в большинстве тюнинговых фирм, но это не означает, что нет иных способов. Существуют компьютерные технологии, станки с ЧПУ, позволяющие по виртуальной модели вырезать из любого материала любой макет или уже готовые пресс-форму или матрицу. Но это уже промышленный, не гаражный уровень.Собственно, далее можно приступать к изготовлению деталей. Слой гелькоата в принципе не обязателен, но, во-первых, он придает более законченный вид готовому изделию, а будучи цветным, позволяет сэкономить на покраске или вообще от нее отказаться, а во-вторых, он защищает матрицу от стекловолокна, которое на самом деле очень даже абразивно, т. е. царапает.



Для ручной укладки стеклопластика применяются различные валики

ТЕХНОЛОГИИ Технологий производства изделий из стекловолокна существует несколько. Стоит сразу оговориться, что эти методы используются и при работе с другими армирующими материалами, такими, как карбон, кевлар, другие тканые материалы и их сочетания.Ручное (контактное) формование. Этот способ самый простой и дешевый (если не считать затрат на квалифицированную рабочую силу). Пропитка стекловолокна осуществляется валиком или кистью, которые должны быть стойкими к смолам. Волокно или сразу укладывается в форму, или уже после пропитки. Обработка стекловолокна разбивочными валиками способствует лучшему распределению смолы между волокнами. Затем укаточными валиками производят окончательную укатку стеклоткани, выдавливая пузырьки воздуха и равномерно распределяя смолу по всему объему. Крайне важно не допустить, чтобы под слоем стеклоткани оставались пузырьки воздуха. Если изделие застынет с таким браком, это место будет ослаблено вплоть до возможного сквозного продавливания. Такие брачки также могут помешать дальнейшей обработке изделия, потребовать его восстановления или полной замены. В любом случае будут затрачены дополнительные материалы, труд, а также деньги.Ручной метод может быть несколько механизирован. Существуют смесители, подающие смолу с катализатором через валик, и иные приспособления. Но укатывать все равно приходится своими руками.Достоинство ручного метода вполне очевидно: просто и дешево. Но любая экономия может иметь и обратную сторону. Качество готовых изделий очень сильно зависит от квалификации рабочих. И условия труда при таком подходе довольно вредные. Кроме того, очень сложно добиться большой производительности. Однако для небольших фирм и малых объемов работы этот метод самый подходящий.Метод напыления рубленого роввинга. Этот подход куда более технологичен. В нем используется не стекловолокно, а стеклонить, которая подается в измельчитель специального пистолета, где рубится на короткие волокна. Затем пистолет «выплевывает» их вместе с порцией смолы и катализатора. В воздухе все смешивается и наносится на форму. Но после этой процедуры все равно массу необходимо прикатать, чтобы удалить пузырьки. Далее отвердевание происходит как обычно.Такой способ выглядит очень заманчиво и просто. Казалось бы, стой и поливай из шланга. Но есть один существенный недостаток, из-за которого этот способ не столь популярен, – слишком большой расход смолы. Изделие получается очень тяжелым, и, так как волокна не переплетены друг с другом, механические свойства такого стеклопластика несколько хуже. Кроме того, к вредным парам смол подмешивается взвесь мелких частиц стекла от измельчителя, очень вредных для легких человека.Метод намотки. Этот специфический метод предназначен для изготовления пустотелых круглых или овальных секционных компонентов, типа труб или резервуаров. Таким образом делаются парусные мачты, удочки, рамы велосипедов, глушители автомобилей и т. д. Стекловолокна пропускаются через ванну со смолой, затем через натяжные валики, служащие для натяжения волокна и удаления излишков смолы. Волокна наматываются на сердечник с необходимым сечением, угол намотки контролируется отношением скорости движения тележки к скорости вращения. Как намотка нитки на шпульку швейной машинки. В результате получаются крепкие и легкие изделия.И достоинства, и недостатки этого метода очень близки. Им не сделать автомобильное крыло, но сделать мачту корабля или даже кардан другими способами не менее сложно.Метод препрегов. В данном случае используются не отдельные смола и ткань, а так называемые препреги – предварительно пропитанная смолами стеклоткань. Стекловолокно предварительно пропитывается предкатализированной смолой под высокой температурой и большим давлением. При низких температурах такие заготовки могут храниться недели и даже месяцы. При этом смола в препрегах находится в полутвердом состоянии. При формовании препреги укладываются в матрицу и закрываются вакуумным мешком. После нагрева до 120–1800C смола переходит в текучее состояние, и препрег под действием вакуума принимает нужную форму. При дальнейшем повышении температуры смола застывает.Вся проблема этого метода в необходимости нагревательного оборудования, особенно автоклава. По этой причине изготавливать большие детали очень сложно. Но и плюсы очевидны. Использование вакуума позволяет значительно снизить вероятность появления воздушных пузырьков и существенно сократить долю смолы в готовом изделии.Существуют и иные технологии – пультрузия, RFI, RTM и др. – практически на все случаи жизни. Выбор той или иной технологии зависит от необходимых объемов, сложности изделия и количества денег у организатора такого производства.

ВЫВОДЫ Что дает стеклопластик? Прежде всего – вес. И хотя для создания по-настоящему крепких деталей порой приходится делать их толстыми, а это лишние килограммы, но, в отличие от стали или алюминия, стеклопластик способен возвращаться в исходную форму после ударов, не повлекших за собой разрушения элемента. И при ремонте деталей из стеклопластика понятие «кузовня» приобретает несколько иной смысл. Незначительные трещины могут быть заклеены изнутри смолой, с наложением листа стеклоткани или мата. Большие повреждения можно восстановить, уложив деталь снова в матрицу и восстановив по порядку нужный сегмент. Но такой способ может не дать хорошего качества, и велика вероятность повреждения матрицы, а этого никак нельзя допускать. Проще сделать новый элемент. Хотя стеклопластиковые детали можно восстанавливать и старым способом: шпаклевка, шпатель, шкурка и вода.К недостаткам следует отнести высокую стоимость материалов. Но что самое плохое – большая токсичность. При работе с этим материалом крайне важно соблюдать технику безопасности. Желательно пользоваться респиратором, поскольку пары эпоксидных смол совсем небезвредны.Как бы то ни было, стеклопластика и по сей день остается самым популярным материалом мирового тюнинга. И хотя разнообразные кевлары, карбоны, пенополиуретаны, базальтовое волокно и т. п. начинают все сильнее его теснить, думается, что стеклопластика еще долго будет востребован.

Сообщение отредактировал Fist - Jun 11 2007, 23:57


--------------------
От радости опять расплачусь, расмеюсь от горя. Белое, черное полоса море
Если будем живы - завтра поспорим. Только не плачь если горе со мною...
Вернуться к началу страницы
 
+Цитировать сообщение

Сообщений в этой теме
- Fist   Стеклопластик   Jun 10 2007, 14:36
- - wort   матрицы делают и без макета, особенно в авиастроен...   Jun 11 2007, 11:35
|- - Fist   Цитата(wort @ Jun 11 2007, 12:35) матрицы...   Jun 11 2007, 12:12
|- - _Strogg_   Цитата(wort @ Jun 11 2007, 12:35) матрицы...   Jun 11 2007, 13:28
|- - Fist   Цитата(_Strogg_ @ Jun 11 2007, 14:28) Одн...   Jun 11 2007, 16:01
|- - _Strogg_   Цитата(Fist @ Jun 11 2007, 17:01) Люди, н...   Jun 11 2007, 21:07
|- - Fist   Цитата(_Strogg_ @ Jun 11 2007, 22:07) Что...   Jun 11 2007, 21:17
- - _Strogg_   Лан, завтра нафоткаю - выложу, если разберусь как.   Jun 11 2007, 19:38
|- - Fist   Цитата(_Strogg_ @ Jun 11 2007, 20:38) Лан...   Jun 11 2007, 20:57
- - Benzin   Щас сразу огорчу новичков: с первого раза без опыт...   Jun 11 2007, 21:40
|- - Fist   Цитата(Benzin @ Jun 11 2007, 22:40) Щас с...   Jun 11 2007, 21:43
|- - Fist   Цитата(Benzin @ Jun 11 2007, 22:40) Щас с...   Jun 11 2007, 21:44
|- - _Strogg_   Цитата(Benzin @ Jun 11 2007, 22:40) Щас с...   Jun 11 2007, 23:39
|- - Fist   Цитата(_Strogg_ @ Jun 12 2007, 00:39) Мен...   Jun 12 2007, 08:23
- - Benzin   Кароче, мой первый бампер(и единственный пока) впо...   Jun 12 2007, 13:57
|- - Fist   Цитата(Benzin @ Jun 12 2007, 14:57) Кароч...   Jun 12 2007, 15:35
- - _Strogg_   Кинул фотки сюда Про технологию, применимую к авто...   Jun 13 2007, 22:44
|- - Fist   Цитата(_Strogg_ @ Jun 13 2007, 23:44) Кин...   Jun 13 2007, 23:51
- - Benzin   Цитата(_Strogg_ @ Jun 13 2007, 23:44) Кин...   Jun 14 2007, 16:07
|- - Fist   Продолжение будит нет? Я все жду, а ничаво не появ...   Jun 22 2007, 13:00
- - _Strogg_   Мда, прет меня седня чето Вобщем исходя из многол...   Jun 28 2007, 18:00
- - _Strogg_   Мда, вместо разделяющего слоя, гдето в инете я вид...   Jun 28 2007, 18:03
- - Benzin   Скора фотки будут   Jul 8 2007, 17:05
- - Benzin   http://gallery.pauk.net.ru/displayimage.ph...=2...   Jul 9 2007, 22:11
|- - Fist   Цитата(Benzin @ Jul 9 2007, 23:11) http:/...   Jul 12 2007, 00:00
|- - Ayoni   Цитата(Fist @ Jul 12 2007, 01:00) Прикона...   Jul 12 2007, 00:21
- - Benzin   Цитата(Fist @ Jul 12 2007, 01:00) Прикона...   Jul 12 2007, 10:43
- - Benzin   Цитата(Ayoni @ Jul 12 2007, 01:21) думаю,...   Jul 12 2007, 10:47
|- - Ayoni   Цитата(Benzin @ Jul 12 2007, 11:47) Сама ...   Jul 12 2007, 13:55
- - Benzin   Миняю бампер на яик пива и закусон!   Jul 22 2007, 17:45
|- - Fist   Цитата(Benzin @ Jul 22 2007, 18:45) Миняю...   Jul 22 2007, 23:11
- - Benzin   Цитата(Fist @ Jul 23 2007, 00:11) А чтож ...   Jul 23 2007, 15:13
|- - Fist   Цитата(Benzin @ Jul 23 2007, 16:13) Да не...   Jul 23 2007, 21:33
- - _Strogg_   To Benzin негони, я те сразу сказал что отжигать н...   Jul 23 2007, 19:06
- - Benzin   Цитата(_Strogg_ @ Jul 23 2007, 20:06) Зах...   Jul 24 2007, 11:25
- - _Strogg_   Цитата(Benzin @ Jul 24 2007, 12:25) В Чел...   Jul 24 2007, 18:05


ОтветитьСоздать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 14th October 2025 - 01:38