Вот-с расскопал старый архив. Кто не знал чатай!

По глобальной компьютерной сети уже много лет ходит популярное присловье о том, что в Интернете каждый день — как Первое апреля. Обитатели Сети в массе своей обожают шутки, приколы и розыгрыши, а специфика современных инфотехнологий многократно усиливает взрывной эффект и масштабы распространения любой остроумной шалости. Но прежде, чем обратиться к обзору этой стороны Интернета, имеет смысл немного вспомнить историю.

Взгляд назад

На сегодняшний день никто не может точно сказать, когда-где-и-почему родился забавный первоапрельский праздник под названием «День дураков». Достаточно определенно известно лишь то, что упоминания о нем стали появляться в письменных источниках Европы позднего средневековья. День всех дураков был сугубо простонародным праздником, участие в нем знатных людей сводилось к минимуму, возможно поэтому письменных свидетельств об истории и особенностях празднования этой даты совсем немного. Впрочем, в разных регионах Европы без труда отслеживаются очень древние корни разного рода «праздников дураковаляния», исправно служивших для выпускания пара в низших сословиях общества. Вспомним, к примеру, декабрьские Сатурналии в Древнем Риме, когда господа и слуги на некоторое время обменивались социальными ролями.

Если же искать более конкретные истоки, то британский фольклор, к примеру, связывает первоапрельский праздник с легендарным «городом дураков» Готэмом в Ноттингемшире. Как гласит предание, в Англии XIII века была традиция, согласно которой всякая дорога, по которой проезжал король, становилась собственностью государства. Накануне визита в город короля Джона жители Готэма, не желавшие потерять контроль за своей главной улицей да еще нести обременительные расходы по приему королевского двора, решили симулировать массовое помешательство. Когда посланник короля прибыл в Готэм, он обнаружил город, полный кретинов и идиотов, занимавшихся весьма странными делами — топивших в реке угрей, державших птиц в клетках без крыши и тому подобными глупостями. Король Джон благоразумно решил объехать «чересчур дурацкий» город стороной, а жители Готэма, согласно легенде, в честь удачного розыгрыша начали справлять первоапрельский день дураков. Впрочем, скорее всего это только легенда, поскольку известно, что и во Франции примерно в то же время уже справляли похожий праздник, но здесь неким замысловатым образом увязывали его с весенним ходом рыбы на нерест.

Массу других подробностей об истории Дня дураков можно найти на сайте «Музей шуток», www.museumofhoaxes.com. Там же собрано и большое собрание наиболее удачных первоапрельских розыгрышей, среди которых сейчас наиболее интересно вспомнить те, что непосредственно связаны с Интернетом.



Безобразия на инфомагистрали

В 1994 году Джон Дворак (www.dvorak.org), один из популярнейших в США компьютерных журналистов-колумнистов, в апрельском номере журнала PC Computing написал о законопроекте, проходящем слушания в американском Конгрессе и ставящем вне закона пользование Интернетом в нетрезвом состоянии. В статье были даны номер этого законопроекта — 040194 (то есть 1 апреля 1994 года) — и имя госчиновника для контактов — Lirpa Sloof (то есть April Fools задом наперед). Также сообщалось, что на основании этого билля ФБР будет прослушивать телефонные линии всех, кто «употребляет или злоупотребляет алкоголем» при работе в Интернете. Успешное принятие нового закона было практически предопределено, потому что «кто же захочет выйти на трибуну и публично выступить в поддержку пьянства?». Попутно Дворак высказал и свое объяснение возможным причинам появления столь странного билля: «Похоже, что главная ответственность за билль SB 040194 ложится на запущенное кем-то и прижившееся в прессе название ‘’информационная магистраль’’... Я знаю, насколько глупо это звучит, но Конгресс явно полагает, что быть пьяным на магистрали — это очень плохо независимо от того, что за магистраль конкретно имеется в виду»... Публикация данной статьи породила столь мощный шквал разъяренных звонков в Конгресс, что офис сенатора Эдварда Кеннеди счел даже необходимым издать специальный пресс-релиз с опровержением слухов, будто Кеннеди был спонсором билля.

В 1997 году компьютеры всего мира облетело email-послание, уведомлявшее, что Интернет будет закрыт «на прочистку» в течение 24 часов с полуночи 31 марта до 2 апреля. В письме объяснялось, что подобная прочистка совершенно необходима для удаления «электронного мусора и хлама», накопившихся в сети. Очистке должны быть подвергнуты все мертвые почтовые ящики и бездействующие ftp-серверы, www- и gopher-сайты. Вся эта работа поручена «пяти чрезвычайно мощным многоязычным японским роботам-краулерам (модель Toshiba ML-2274), уже запущенным в каналы». На время очистки Интернета всем пользователям настоятельно рекомендовалось отсоединить свои устройства от Сети. Люди постарше и поопытнее без труда узнали в этой шутке обновленный вариант давнишнего розыгрыша, когда-то популярного в своей телефонной версии. В течение многих лет 1 апреля озорники строгим голосом предупреждали доверчивых абонентов, что проводится очистка телефонных систем. Людей просили заблаговременно привязать полиэтиленовые пакеты к концам телефонной трубки, чтобы собрать всю пыль, которая будет вылетать из каналов во время продува системы.

В 1999 году из-за одной особо удачной шутки международного значения чуть было не рухнул веб-сайт нашей «Компьютерры», поскольку очень резко (более чем на 10 тысяч) возросло количество посетителей из-за рубежа. Подробный рассказ об этом происшествии можно найти по адресу www.computerra.ru/offline/ 2001/389/8156/, а здесь ограничимся лишь кратким пересказом сути. Издавна испытывая неугасимую любовь к светлому и чистому весеннему празднику 1 апреля, редакция «КТ» выложила в новостную ленту сенсационное известие о том, что «отец» ОС Linux Линус Торвальдс переезжает из Калифорнии в Москву, оставив фирму Transmeta и приняв приглашение российской компании «Эльбрус» поработать над нашим чудо-процессором E2K Романа Бабаяна. В заметке «Поближе к папе» «КТ» перечислила целый ряд причин, подтолкнувших Линуса к переезду в Россию: «более интересная и многообещающая работа», «близость к отцу, который работает в Москве корреспондентом финского радио», «более привычный климат, похожий на родной финский». Эта потрясающая новость очень быстро добралась до сайта Slashdot.org, знаменитой Linux-тусовки, из-за своей массовости породившей в Сети даже особый неологизм «отслэшдотить». Всякий не слишком мощный по пропускной способности веб-сайт, привлекший внимание кого-то из тусовщиков, тут же подвисает (становится «slashdotted») из-за гигантского количества одновременных запросов по ссылке от заинтересовавшейся публики со Slashdot.org.

И хотя подавляющее большинство читателей Slashdot ни слова не разумеет по-русски (разве что «vodka-sputnik-balalaika»), многие все равно ринулись на Computerra.RU, чтобы увидеть «это» своими глазами. Гипотеза о первоапрельском розыгрыше, конечно, всплыла сразу, однако, зная пристрастие горячих финских парней к крепким алкогольным напиткам, многие с грустью решили, что «эти russkies» сумели заманить Торвальдса, посулив много-много водки (а Линус-то, оказывается, скрытый алкоголик, вот ведь какая неприятность...).

Стоять, бояться!

Отдельная большая история — это розыгрыши-предупреждения о новых опаснейших компьютерных вирусах, обнаруженных в Сети. На сайте Hoaxbusters.ciac.org ведется весьма подробная хронология и классификация подобных шуток, поскольку проблема борьбы с вирусами который год остается остро актуальной, а многие люди склонны совершенно терять чувство юмора, когда речь заходит о компьютерных угрозах.

В качестве примера одного из таких ложных сообщений приведем о-о-очень старое послание электронной почты (рассылка 1988 года), представляющее собой чистейшую пародию, но — словно архетип — вобравшее в себя многие характерные черты реальных розыгрышей 1990-х годов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Обнаружен новый вирус, оказавшийся намного хуже всего известного прежде! Он проникает через линию электропроводки, закодированный в модуляции несущей 60-герцевой частоты. Он действует, изменяя порядок контактов в разъеме серийного порта и меняя на противоположное направление вращения дисководов. Вирус атакует системы DOS, Unix, TOPS-20, Apple-II, VMS, MVS, Multics, Mac, RSX-11, ITS, TRS-80 и VHS. Чтобы помешать распространению вируса, необходимо следующее.

1) Не использовать линии электропитания.
2) Не использовать также и батареи, поскольку вирус уже проник в большинство фирм-изготовителей и заражает положительный полюс батарей (можно попытаться подсоединяться лишь к отрицательному полюсу).
3) Не загружать и не скачивать из Сети файлы.
4) Не размещать файлы на флоппи- или жестких дисках.
5) Не читать сообщения. Даже это!
6) Не использовать последовательные порты, модемы или телефонные линии.
7) Не использовать клавиатуры, экраны или принтеры.
8) Не использовать коммутаторы, ЦПУ, память или компьютеры-мэйнфреймы.
9) Не пользоваться электроосвещением, отоплением, водопроводом, письменностью, огнем, одеждой или колесом.

Если все мы будем тщательно следовать этим девяти правилам, то вирус может быть уничтожен, а драгоценные электронные флюиды наших компьютеров удастся содержать в чистоте.

Интересно, что это послание было написано еще до того, как розыгрыши-предупреждения о мифических вирусах начали наводнять Интернет. Причем панический страх вирусных инфекций успешно подпитывает и редкостную популярность соответствующих шуток. Один из ярких тому примеров — знаменитый несуществующий вирус Good Times, начавший свое шествие по Интернету в 1994 году и циркулирующий в Сети чуть ли не по сию пору. Все специалисты согласны, что такого вируса не было и нет, поэтому сам он распространяться не может, однако наиболее озабоченная часть сетевой общественности упорно и много лет рассылает предупреждения о его угрозах.

Проверено электроникой

Говоря о юморе в Интернете никак нельзя обойти вниманием любопытнейший веб-проект под названием «Лаборатория смеха» (www.laughlab.co.uk), пару лет назад организованный группой британских ученых-психологов из Хэртфордширского университета. С помощью этой «лаборатории» исследователи решили отыскать, как они объявили, «самую смешную шутку в мире».

Все шутки и анекдоты, присылавшиеся посетителями сайта, заносились в единую базу вместе с данными о возрасте, географической и половой принадлежности делающих вклад участников эксперимента. Кроме того, посетители сайта приглашались для оценки уже накопленных шуток, что делалось с помощью специального аплета-«смехометра».

За год работы Лаборатории смеха в базе накопилось в общей сложности свыше 40 тысяч шуток, присланных из 70 стран мира и прошедших оценку смехометром примерно 2 миллиона раз. Результаты анализа накопленных данных вполне убедительно продемонстрировали существенные различия в юморе разных наций. Так, люди из Великобритании, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии отдают предпочтение шуткам на основе игры слов. Жители многих европейских стран наиболее забавными находят «сюрреалистические» анекдоты. А вот для американцев и канадцев самое смешное — это когда кто-то выглядит идиотом.

Какая же шутка оказалась абсолютным победителем столь масштабного конкурса? Согласно показаниям прибора, наибольшее количество смеха собрал следующий анекдот.

Два охотника идут по лесу, вдруг один из них падает на землю и лежит неподвижно с закатившимися вверх глазами. Второй охотник хватает сотовый телефон и звонит в службу спасения: «Мой друг умер! Что мне делать?». Сотрудник службы уверенным успокаивающим голосом отвечает: «Не волнуйтесь, я вам помогу. Прежде всего, давайте убедимся, что он точно мертв». На другом конце телефона возникает небольшая пауза, слышится выстрел, после чего вновь голос охотника: «Окей, что теперь?»...

Честно говоря, по уровню этого «типично североамериканского» анекдота очень трудно согласиться, что подобный юмор представляет собой вершину остроумия человечества на современном этапе эволюции. Скорее — это отражение той глубины, на которую проник в наше сознание Голливуд. Ведь именно благодаря американскому кино, насаждающему в мире свое понимание смешного, столь популярными стали шутки над придурками и слабоумными, над теми, кто в своих интеллектуальных способностях явно уступает среднестатистическому зрителю. Потому что — предполагает кинобизнес — зрителям всегда приятно чувствовать себя умнее киноперсонажей.

Дабы не заканчивать «веселый обзор» на столь грустной ноте, приведем еще один анекдот с сайта Laughlab.co.uk (особо актуальный для нашей труднопостижимой страны, никак не распрощающейся с уродством так называемой «всеобщей» воинской обязанности).

Начальник военного гарнизона обратил внимание на одного из солдат, который постоянно, найдя под ногами какую-нибудь бумажку, непременно ее поднимал, со всех сторон внимательно рассматривал, а потом всякий раз бросал со словами «нет, не то». Так продолжалось несколько дней, пока вконец обеспокоенный командир не отправил странного солдата на медкомиссию. Врачи осмотрели пациента и вынесли решение: «Для дальнейшего несения службы непригоден. Подлежит демобилизации». Когда солдат получил письменное заключение медкомиссии и прочитал его, то широко улыбнулся и сказал: «Да, это то самое».

Взято из ДК