Психофизиология:
- когда нужно воздействовать на чувства человека - ему говорят
преимущественно в левое ухо, когда на логику - в правое;
- фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает
осознаваться;
- известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем
полученным в дальнейшем;
- лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
- прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два
раза лучше, чем законченные;
- пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые - вечером;
- чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию,
необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
- мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит
на общение, как на возможность обмена информацией, а не переживаниями;
- женщины ориентируются на внутреннее содержание беседы (мысли,
намерения, чувства и отношения), усматривая всевозможные намеки
во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем
поступкам;
- человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают - 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%.
Получение ценной инфы от объекта:
- в ответе на фактическое утверждение объект сообщает больше
сведений, чем отвечая на обычный вопрос;
- для женщин характерно восприятие мелких событий как крупных;
- ошеломляя человека, часто удается получить довольно
неожиданные материалы;
- делая вид, что ты не веришь высказываниям человека, ты провоцируешь его на откровенность;
- у всех вопросов, требующих прямого ответа ("да" или "нет"), есть свойство нарушать ход мыслей человека;
- если создать убедительное впечатление, что ты знаешь гораздо больше, чем объект, тот сам расскажет всю интересующую тебя информацию.
Вхождение в доверие к объекту:
- беседовать с объектом желательно лишь на его привычном
"языке", не злоупотребляя незнакомыми словами;
- начав беседу, попытайся организовать благожелательную
атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит "да" с заметным удовольствием; тем самым завоевывается доверие партнера;
- чтобы наладить полное взаимопонимание и породить
непринужденность при контакте, желательно копировать как позу, так и жесты собеседника (об этом, впрочем, ты уже, очевидно, прочел в статье о НЛП: если еще нет - бегом изучать!);
- любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи, в
особенности это ценят женщины;
- лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как
слишком явная ложь;
- ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как
предложение высказать свое суждение, которое, конечно же, надо
внимательно выслушать.
Убеждение:
- склоняя человека на свою сторону, смотри ему между глаз и
представляй именно ту реакцию, которую хочешь от него получить;
- воздерживайся от вопросов, на которые собеседник может ответить
"нет" (когда объект публично сообщил о своем мнении, он становится
довольно стойким ко всем последующим атакам на него);
- приводи лишь те аргументы, которые человек способен
воспринять;
- полезно придавать отдельным утверждениям форму нейтрального
вопроса (например, риторического), тогда твой собеседник не ощутит стороннего давления и сможет воспринять подобную подачу как собственное мнение.
Общие рекомендации по организации общения:
- в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как
слишком жаркая или влажная погода заметно притупляет интеллект;
- в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней
раздражительности и вспыльчивости;
- любая радость увеличивает альтруизм, обида или разочарование - уменьшают его;
- нас всегда притягивают знающие и опытные люди;
- человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей;
- чем чаще мы видим партнера по общению, тем больше вероятность того, что он нам понравится;
- люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей партнера;
- чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид стремится к дружеским контактам;
- человек чаще всего придерживается принципа: "Пусть друзьям во всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня, - не более, чем мне".
Облака-аа, белокрылые лошадки-ии
Интриги, манипулирование, игра на эмоциях - все это очень клево и привлекательно. Однако, приятель, не стоит делать подобные вещи своей жизненной философией. А то однажды, выпивая с друзьями, ты вдруг заметишь, что Макс взахлеб смеется над твоими шутками только для того, чтобы выпросить машину на выходные. А Костя-Дизель копирует твои жесты и подсыпает половые стимуляторы в пиво. Не уверен в себе? Оставь манипулирование девочкам и двинутым карьеристам. Ты теперь можешь распознать подобные психические атаки и защититься от них - это все что нужно. Лучше съезди на толкучку и купи пару электродов... вдруг пригодятся...
Да ты сам, вспомни, когда первый раз пришел домой бухим в тотальное дерьмо, как ты тогда отмазался? Ага, сказал: "Мам, я страшно голодный, у нас поесть чего-нибудь не будет?" И мама тут же перестала тебя бить по заднице тапком и бросилась на кухню готовить ужин, поскольку ты включил ее подсознательный алгоритм кормления ребенка.
Сексуальным манипулированием занимались во все времена на всех континентах. Это самый эффективный после зомбирования способ оказания влияния на всех и вся, имеющих первичные половые признаки. Клеопатры и Надежды Константиновны Крупские, Альфонсы и Дон Жуаны - данные товарищи хорошо отдавали себе отчет в том, что человек, доведенный до оргазма, - уже не человек, и с ним можно делать все что заблагорассудится.
Привет! Я чувствую, ты уже шаришь глазами по этой странице в поисках нового способа хитро кого-нибудь поиметь. А тем временем тебя самого (саму) ежедневно, по несколько часов беззастенчиво имеют, используя самые современные НЛП-технологии. Взгляни в телевизор: "Би-ииии плю-ююю-ссс! 0,00001 уёв в секунду-ууу!" (не считая цены и налогов, а также сбора на нужды толстосумчатых тушканчиков), - вещает диктор на фоне вращающейся оранжево-фиолетовой спирали. Да, реклама! Это не просто надоедливый приставала, это враг твоих мозгов.
Why?
Всему виной дензнаки, a точнее - непомерная к ним любовь. Изначально фишка рекламы была в том, чтобы проинформировать будущего юзера товара о том, что такой есть. Без рекламы продавец и покупатель просто не встретились бы. Потом реклама стала орудием конкурентной борьбы: фирмачи придумывали разные оригинальные фичи, которые выгодно отличали их товар от других подобных. Появились всякие "необычные порошки", "суперпасты для зубов", "термоядерные лаки для волос". В принципе это было даже неплохо, так как конкуренция стимулировала прогресс. Но однажды какой-то хитропопый перец решил, что реклама должна не просто убедить лопоухого покупателя купить нужную вещь именно у этой фирмы, а заставить его покупать чаще и больше. Ну и не просто сказать, что только данная фирма продаст качественный товар, а забить эту марку ему в подсознание, да поглубже. Получается этакий биоробот: ему только сказали волшебное слово "СУПЕРФИРМА", а у него уже в районе кармана все набухло, и рука туда сама тянется. 8)
А как они это делают?
Современная реклама делается не на коленке: сценарий рекламного ролика или плаката разрабатывается спецами (психологами и социологами) на основе дорогостоящих исследований и только затем воплощается художниками и дизайнерами. Здесь имеет значение все: цветовая гамма, видеоряд, композиция, музыкальное сопровождение, текст, голос диктора и многое другое. Давай заценим типичные приемы (так называемые паттерны) рекламистов.
Спирали и расходящиеся круги
Вращающаяся спираль - один из древнейших способов введения человека в транс. Не все люди восприимчивы, но на некоторых это действует. Просто клинический пример такой рекламы - ролики "Би-Лайн". По центру спирали надпись "Би+", за кадром диктор: "ТОЛЬКО в Би-Лайн цена минуты 18 центов". Аналогично "МТС" использует быстро расходящиеся круги. Вот такой грубый гипноз. А если учесть, что подобной рекламой неожиданно прерывают интересный фильм или передачу, причем делают это систематически, то ничего удивительного, что для большинства потребителей выбор оператора связи происходит как-то неосознанно. Хочу "МТС" - и все!
Тоннель
Паттерн тоннеля встречается в рекламе очень часто. Зритель в течение нескольких секунд как бы проходит созданный с помощью эффектов тоннель, в конце которого перед ним предстает рекламируемый товар. Есть такой скринсейвер, который эмулирует движение по вращающемуся 3D-тоннелю. Посмотри на экран какое-то время, и тебя посетят легкие глюки: ты почувствуешь, что тебя затягивает в экран, закружится голова. В таком состоянии мозг плохо оценивает происходящее, и его можно закодить на покупку параллельно наложенным на видеоряд дикторским текстом. Также есть теория, что этот паттерн ассоциируется у человека с рождением (прохождением родового тоннеля), светом, первым вздохом, жизнью или полетом души через тоннель к свету (Богу). Мол, харе, жвачка! Аллилуйя, шоколадка!
Воспари душой...
В рекламе жевательной резинки ("Аэрвайвз" и "Дирол") используется паттерн воспарившей души. Герой кладет в рот продукт, и над его головой взмывает синий вихрь. У зрителя при этом возникает ассоциация с чувством, которое можно описать, как "захватило дух" (легкость в теле, приподнятое настроение, странное чувство в верхней части живота). Понятно, что при употреблении жвачки ничего подобного почувствовать нельзя, но человек будет покупать, подсознательно ожидая удовольствия.
...и телом
Многие ролики содержат сцены движения вверх (поднимающийся эскалатор, лифт, взлетающий самолёт) и никогда - вниз. Здесь эксплуатируется природная тяга человека к полету. Подобные небольшие вставки создают приятные ощущения и способствуют усвоению команды на покупку.
25-й кадр и иже с ним
25-й кадр использовался в рекламе довольно давно. Например, в старых записях "Звездных войн" при покадровом просмотре на борту одного из имперских крейсеров обнаруживается лэйбл "Соса-Сола". 8) В настоящее время этот метод признан малоэффективным. Современные ролики используют очень быструю смену сцен, несущих определенную информацию. То есть мозг успевает отмечать отдельные события, но не успевает их обработать. Таким образом в подсознание поступает команда "Купить!". Примеры: реклама воды "Аква-Минерале" и ролик "Аква-Минерале" & "Аэрофлот". В последнем можно наблюдать такой видеоряд: покупка авиабилетов (довольно значительное событие) - лейбл; взлетающий самолет (пути назад нет); салон первого класса, грудастая стюардесса, излучающая секс, - тележка с водой (других напитков и продуктов нет, выбора тоже нет); Нью-Йорк, Лондон, Париж - везде в руке бутылочка. Летай самолетами "Аэрофлота", всюду хлещи "Аква-Минерале", и все у тебя будет пинцетно.
Делай, как я!
Стадное чувство в человеке неискоренимо, чем и пользуются рекламисты. Герои рекламы жуют по 2 подушечки, кладут в суп исключительно по 2 кубика, пьют кофе из огромных кружек (что очень вредно), кидают в стакан по 2 таблетки и т.д. Естественно, покупатель машинально повторяет за рекламой и заглатывает в 2 раза больше всякой ерунды, а следовательно, буржуй гребет двойную прибыль. Ну, и кто из вас хакер? В этом отношении очень порадовал тырищ Бочкарев со своим правильным пивом. Герои его рекламы захватили с собой на рыбалку огромные стеклянные кружки. Наверное, бутылки - это неправильная тара, из нее пьют только неправильные перцы.
Поздняк метаться - решение принято!
Проще всего повлиять на решение человека можно, приняв это решение за него. Реклама "Ментос": тебя развлекают сказочкой о том, как классно разбирается с траблом мужик (тетка), зажевав холодок, а потом герой рекламы подсовывает пачку тебе в экран. Мол, на, ешь! Классно будет! У тебя уже слюна отделилась, а конфетку так и не дали. Абыдна-а-а! Устранить противоречие просто: пойди и купи. То же самое в рекламе "Нескафэ": кошки, наслаждение, предвкушение и огромная красная дымящаяся кружка поближе к экрану. Все, я хочу кофе!!! А вот реклама какого-то лекарства для женщин: таблетку вообще прямо в рот положили.
Отвлечение от сути
Часто зрителя пытаются немного отвлечь от сути рекламы, чтобы не дать критически оценить рекламную информацию. Вспомни рекламу утюга "Тефаль": кошка толкает утюг, утюг падает на подошву, проглаживает вещь, лежащую на доске (то, что вещь эта из трудно разглаживаемой ткани, а утюг разглаживает ее "на раз", - уже не важно), падает на пол, профигачивает просеку в ковре, размазывает кошку по полу, выбивает дверь, выруливает на улицу и сваливает от полиции. Прямо боевик в 3 минуты втиснули. Звук соответствует: душераздирающие мявы, грохот, сирена. А вот дикторский текст о суперпуперпокрытии и системе "турбоглис" как-то растворяются на фоне всего этого. Угадай, чем тебе только что протроянили мозги?
Повторение - мать учения
Спорим, что если перед тем, как уйдешь на работу, в институт или школу, ты услышишь какую-нибудь дурацкую попсу со словами для даунов - ты не сможешь отделаться от нее целый день? Какая шикарная возможность для рекламы! И понеслась... "Бандюэль" - это овощи для побед, "Бандюэль" - победитель эстафет!.. "Бандюэль" - чемпион во всем!" или "Магги, Маггги!!! Тра-ла-ла-ла-ла! Магги! Магги-и-и!" Знакомо? А если раз по 10 на дню? Гипноз чистой воды.
Другая, более изощренная тактика - визуальные повторения. Один и тот же предмет, показанный под разными ракурсами, воспринимается мозгом как разные объекты. Теперь посмотри на любую рекламу сигарет (на моральный аспект рекламы курения пока забьем). На плакате обычно изображены две пачки, повернутые под разным углом. На каждой пачке есть лейбл на передней части, на боку, два на крышке, один на торчащей из пачки сигарете. Пачек две + один большой лейбл на весь плакат. Калькулятор дать?
Чужое мнение - прочь сомнения!
Чужое мнение, если оно высказано уверенно и настойчиво, может повлиять на решение человека - особенно, если он в чем-то не уверен. Отлично! Берем одного-двух "специалистов" (стоматологов, гинекологов, собаководов и т.д.) из института с броским названием, смешиваем с результатами как бы опроса мнения "простого народа" и крутим по ящику раз 50 день. Покупай, вислоухий ты наш, такая куча народу не может обманывать! Вот только сказать натурально они тоже не могут: "Ой, у вашего маргарина такой хороший вкус! М-м... Э-э-э... Упаковка такая... э-э-э... круглая... Да! И вкус просто замечательный! Вот!"
Трюизмы
Очень известный психологический прием. Человеку задают пару-тройку вопросов, ответ на которые и так ясен. А потом задается вопрос, на который желательно получить такой же ответ. Например: "Ты хочешь, чтобы тебя любили женщины?" - "Ещё бы! Мне это ночами снится!" "А ты хочешь, чтобы твои волосы излучали блеск и здоровье?" - "Конечно! Теткам нравятся здоровые волосы!" - "Тогда ты, несомненно, не откажешься купить наш новый супершампунь?" - "Да! Ради теток я готов на все! Сколько он стоит?... Да вы с ума сошли!!!" 8)
А сейчас тебе будет страшно!!!
"А давайте напугаем зрителей!" - решили рекламисты. Пусть зашуганный покупатель сам прибежит в магазин за средством от "страшной" напасти. На твоей макушке плодится дикий ГРИБОК, который делает перхоть! "Низорал" - единственное спасение! Или: В твоем ковре живут мерзкие невидимые твоему глазу КЛЕЩИ, которые жрут твою кожу! Купи пылесос! Или: После еды в твоем рту начинают плодиться БАКТЕРИИ, которые поливают твои зубы кислотой и делают тебе КАРИЕС! Быстро купи пасту! Или вот еще: Сказка для детей про кариозных МОНСТРОВ, которые наступают, если не зажевать детский "Орбит". Дети заиками вырастут. А еще вспомни психа из "Восставших из ада 2", который порезал себя ланцетом на ремни, потому что ему казалось, что по нему черви ползают. Вот теперь тебе страшно?
Я - это ты, ты - это я
В рекламе, за редким исключением, снимаются только красивые люди: мускулистые кони с ослепительной голливудской улыбкой, молоденькие стройненькие смазливенькие девицы. Причем во многих роликах их даже по несколько штук и все разные (блондинки, брюнетки, рыженькие, круглолицые и худышки). А все дело в том, что человек склонен отождествлять себя с другими. Вот тебе и подсовывают хорошенькие мордашки представителей нескольких обобщенных типов людей. И где-то в подсознании проносится: "Он похож на меня. Блин, какие у него банки! Он пользуется этим дезодорантом. Я тоже буду... Буду, как он!" или "Я тоже крашусь в рыженькую. Ах, какая она красивая! Что? Краска для волос "Лореаль"? Я попробую! Я буду, как она!" Кстати, "Лореаль" - это реальный пример. В их клипе и на их плакате 3 разные девушки, причем одна из них почему-то африканочка. Забыли отрезать? Хотя некоторых "шоколадки" заводят.
Не будь лузером!
Зависть - это сильно. Обида за себя - еще сильнее. А вместе - это вообще взрывная штука. Вот и сюжет для рекламы: Саша пил... простите... употреблял "Клиросил", и теперь гуляет (а судя по всему, и спит) с Машей, а Паше злые сценаристы "Клиросила" не дали, и он как последний урод шляется по общественным местам в гермошлеме (чтобы прыщи не разбежались). Паша - лузер. Всем, у кого нет "Клиросила" (т.е. зрителю), жутко обидно. Похоже, прыщи - это все, что мешает свободной любви. 8) Просто шедевр в этом отношении - новый ролик "Стиморола". Все жрут как свиньи. Потом перец "кладет" на "Стиморол", обдав его свои зловонием. Потом очень удачно падает на тетку. Та, вместо того чтобы дать нахалу в торец или лягнуть в помидоры (естественная реакция), ждет, пока тот дыхнет. "Привет!" - и герла корчит такую рожу, как будто на нее кусок дерьма упал. Чего лежишь тогда под ним? В общем, перец - лузер. Пропустил свое счастье в виде "Стиморола". Но здесь вам телевизор, или где? Отмотаем назад. "Стиморол" в зубы, и тетка пацана уже сама сожрать готова. А вот у тебя, дорогой зритель, второго шанса не будет. Покупай жвачку сразу! Не будь лузером!!!
Крэкс! Пэкс! СЕКС!!!
Еще дед Фрейд говорил, что мысли о сексе занимают нас практически постоянно. А под воздействием общественной или личной цензуры (многие желанные вещи считаются неприличными, противозаконными) в нас формируются комплексы. Воздействуя на эти комплексы, человеком можно эффективно управлять. Рекламисты как специалисты в социальной инженерии, конечно же, это знают. Поэтому фрейдистские мотивы не исчезнут из рекламы никогда. Тут есть куча приемов. Я покажу тебе основные.
1) Обнаженная натура демонстрируется открыто: реклама шампуней (голая модель под струями воды с видимым удовольствием втирает шампунь в голову), реклама пива "Доктор Дизель" (одна из фишек - голенькая девушка на качелях aka ангелочек), реклама дезодоранта "Фа" (девушка бегает по пляжу в весьма условном бикини), реклама женского белья и еще до фига примеров. Такая реклама действует на мужчин, привлекая их внимание, и в то же время отвлекая от сути рекламы. И на женщин, так как они склонны отождествлять себя с рекламными красотками. Кроме того, теткам тоже нравится смотреть на обнаженных моделек, потому что они гораздо больше мужчин склонны к гомосексуализму и легко разводятся на лесбийский опыт.
2) Акцентирование внимания на некоторых частях тела (конкретно: ноги и попка). Это вообще все рекламы прокладок и тампонов, рекламы чулок и колготок. Ну, да тут хоть по делу. Мол, хочешь быть красивой и иметь такие же тылы - защити их прокладкой и упакуй в колготки.
3) Паттерн подглядывания за раздевающейся женщиной. Эта феня сразу обостряет тучу инстинктов: возбуждение от вида голого тела, удовольствие от возможности нарушить некоторые правила, адреналин из-за опасения быть застуканным. Примеры: Реклама видеокамеры, при помощи которой, оказывается, можно еще и за тетками следить. Реклама "7 up", где парень пытается заниматься нетрадиционным сексом с толстенной книгой и попутно шныряет взглядом по окнам соседнего дома. А там, как в витринах улицы красных фонарей, устраивают шоу молоденькие эксгибиционистки. Так как перец запивает шоу "Севенапом", то зритель подсознательно ассоциирует воду с девчонками.
4) Сексуальные намеки и фрейдистские символы. Смотрю я тут рекламу шоколада "Тайна": ля-ля, тополя, стандартный бурунчик из коричневой массы... и вдруг личико красавицы, которая не то кусает, не то облизывает шоколадку (длинненькая такая), а параллельно текст "...и она раскроется перед вами". Только очень напрягшись, можно догнать, что речь о тайне, а не о тетке. Вот это и есть намек + фрейдистский символ.
Также девушки очень любят облизывать помаду, горлышки от бутылок с водой и пивом, причем по уголкам рта при этом стекают блестящие капельки. Скажешь, что у меня спермотоксикоз, и ничего такого тут нет? Угу... Тогда гляди на скриншот. Это реклама косметического молочка, между прочим. 8)
5) Товар - универсальный возбудитель. В подобной рекламе тебя пытаются убедить, что их продукт разом решит проблему поиска партнера или ускорит движение к постели. Выпил чего-нибудь или накормил чем-нибудь - и можешь забить на цветы, театры, рестораны. Примеры: Реклама растительного масла: мужик покормил даму салатиком с чудо-маслом, и та сама на него вскочила. Последняя реклама "Орбита": девушка зажевала жвачку, ей и парню сразу дико захотелось, они игриво несутся к ближайшему подъезду, он ловит ее за кофточку, она выскальзывает из нее и остается в обтягивающей майке, весело взмахнув грудками, бежит вверх по лестнице, наконец, парень ее ловит, и они сосутся, причем камера берет ракурс снизу, концентрируясь на заднице герлы (она что, попой жвачку жует?!). За всем этим подглядывает старая баба (оказывается, подглядывают не только мужики). Вот такие сексуальные игры с одной... ни фига! с двух подушечек "Орбита".
6) Ассоциация упаковки с телом. В рекламе "Нескафе" проходит следующий видеоряд: виолончель превращается в тело девушки, тело девушки - в банку кофе. Все три похожи по форме. Итого, взять в руки банку кофе - равно взять в руки герлу. Далее. Реклама "Пепси": пляж, жара, девочка, вожделеющая напиток (готова снять с себя ради этого 2 оставшиеся части туалета). Прыг-скок, прыг-скок, лифчик долой, вторая банка бесплатно. Внимание! Баночки прижимаются к сосочкам. Результат - супер: перцы полапав банку, могут считать, что полапали грудь. Тетки, взяв банку, мечтают прислонить ее к соску и почувствовать там приятную прохладу. Во дурилка какая! Тебе уже банку как товар продают!
Галлюциногенная реклама
Ни для кого не секрет, что людей, хотя бы раз попробовавших наркотик, сейчас очень много. Для значительной части остальных наркотики - это что-то запретное, захватывающе пугающее и ультрамодное. Вот рекламисты, как люди беспринципные, и юзают чужую дурь на полную катушку (Да, я резко против наркотиков!). На телевидении сейчас полно роликов, где герои испытывают измененное состояние (искажение, размытие изображения, замедление времени, нестандартные физические эффекты, яркая цветовая гамма). На разных людей эта реклама действует по-разному: одним она напоминает те ощущения, которые они испытывали сами, других она как бы самих вводит в трансовое состояние, заставляет почувствовать себя необычно. Первые - просто тащатся, вторые - пытаются изучить свою реакцию на столь необычные ощущения. В любом случае у тебя появляется ассоциативная связь между удовольствием и товаром, и ты стопроцентно отвлечен от сути рекламы (ты глюки ловишь, а диктор тебе текст на подкорку загоняет). Два актуальных примерчика: Реклама "Даниссимо". Тетка где-то надыбала творожок и ищет, куда бы заныкаться и принять его. Видно, что чувствует она себя хреново (ломает, наверное). Нашла лавку, отмерила ложечкой дозу, приняла... "И все вокруг замирает", музычка соответствующая (не слабый глюк, да?). Она удивленно осматривается (изучает столь новое, но приятное ощущение). Но вечного кайфа не бывает - глюки кончились. Герла теперь веселая, бодрая, заигрывает с самцами. Все зашибись!
Девчонка съела "Шок" и ловит натуральные глюки: кентавры мерещатся. Причем, заметь, какой мощный сексуальный паттерн для женской аудитории: такого самца им показали, что ой прямо! Еще более свежий пример - "Милагро Делюкс". Тетка, предварительно ширнувшись кофе (странный кофеин у них какой-то), с ужасом пялится на зависнувшую в воздухе композицию: ложечка - чашечка с кофе - блюдечко (все отдельно). Далее камера наезжает на ее лицо, фокусируется на глазу, а там - зрачок во всю радужку... Да нет, это не зрачок, это чашка кофе (таким образом и без того уже торкнутый зритель получает дополнительную порцию гипноза). Что дальше, догадаться нетрудно: девицу отпустило, и она обнаружила грандиозный срач у себя на полу 8).
Новые технологии в рекламе: мораль
Ну, теперь видишь, что тебя используют? А последнее время буржуи совсем обнаглели: им теперь мало убедить тебя, что их товар вписывается в твою жизненную концепцию, они теперь тебя самого для своих целей менять пытаются. Вот тебе самые свеженькие приемы рекламных акул.
Потому что это модно!
Мода на одежду приносит всяким домам высокой моды просто баснословные прибыли. Меняй моду, и хоть каждый месяц продавай богатым лохам новые шмотки. Почему бы тогда не ввести моду на другой ширпотреб? Внесем! И реклама начинает эксплуатировать такие понятия, как "модно", "клево", "круто". И что самое противное, рекламисты абсолютно плюют на побочные действия своей рекламы. "Ситилайн" - это модно! Потому что это модно! А-а!", - гнусит с экрана Децл. Ну, раз Децл сказал! И куча "модного" ламо ломанулось в Инет зависать с Дашей в чатах и скачивать рефераты. Ламо - это, конечно, хорошо. А вот повышение тарифов и ухудшение дозвона - это плохо. Кстати, Даша, томно рассказывающая, что чат - это огромная часть ее жизни, - сексуальный паттерн (ROL=тетки). Пиво "Клинское" просто формирует новую молодежную моду: у всех штаны цвета хаки с карманами на коленях, у всех кепки козырьками назад, и все дружно покупаем не менее 3 бутылок пива (вдруг тетки по дороге привяжутся!).
Значит, теперь собственный стиль не в моде? Значит, теперь твоя подруга (сестра, дочь) отдастся первому встречному с "Клинским" в карманах? А от этой рекламы я просто умилился. Новая реклама "Чупа-Чупс" + Гам: Модная чикса тусуется в клубе и сосет леденец. (Поняли? Сейчас модно сосать. Хочешь быть модной и сексуальной? Соси!) К ней подваливает какой-то перец. Возникает взаимный интерес, молодые люди улыбаются друг другу... И тут крутой поворот на 180 градусов: этот урод со всей дури лупит говнодавом хрупкую девушку по ножке. Та, выпучив глаза, орет благим матом, а этот дегенерат выдирает у нее конфету и обсасывает ее.
Что несет эта реклама в массы? Пропаганду зубных болезней (жри карамель ежедневно, и кариес твой). Грубое обращение с подругами (кто сказал, что теток бить плохо?). Пропаганду преступлений (что ни говори, а парень герлу ограбил). Антипропаганду секса (зачем ему девушки? Карамель ведь можно пососать!). Вот такая мода!
Кидалово - норма жизни
С детства нас с тобой учили, что своих кидать - последнее дело. Уважения заслуживает тот, кто собой друга прикрыл. "Да нет", - говорит с экрана реклама. - Дружба, конечно, дружбой, но ТОВАР превыше всего!" Реклама предательства просто захлестнула наши телевизоры. "Кто взял "Пепси" из учительской?" Нашелся один на всех благородный перец: "Я!". Да, это он! Гоните его из института! А мы пока тихонько, как последние жмоты, в уголке свою воду выжрем. Или реклама кроссовок "Экко". Сидит за столиком парень, скромный, порядочный. Подходит девчонка, спрашивает: "Свободно?". Парень без всякой "задней" мысли приглашает: "Садись, пожалуйста!" - и возвращается к своим делам. Тетка сама начинает возбуждать его ногой и, как только парень немного расслабился, крадет у него кроссовки. Теперь он будет возвращаться домой босиком. Значит, ради кроссовок можно обокрасть? А у владельцев "Экко" вообще паранойя разовьется: ведь в любой момент могут кинуть. И еще слоган: "Экко" - обувь для жизни!". Получается, что в жизни без воровства нельзя.
Долой правила!
Теперь производитель убеждает покупателя, что обладателю его товара правила не писаны. Купил камеру, и можешь подглядывать в окна. Ведь она для этого и сделана. Заимел крутую тачку - и можешь нарушать ПДД. Кто ж тебя догонит? А вот новая реклама "Пепси". Герои выпивают напиток, и у них наступает особое состояние (опять глюки). Но это не просто необычные ощущения: герои становятся неуязвимы (падение с высоты не убивает, машина не давит), и для них нет преград (сквозь стенки проходят). Как же перцы используют свои новые способности? А по-скотски: вламываются в чужие квартиры, в женские раздевалки, валяются на чужих постелях в грязных ботинках. Клево? А ты учитывай, что как ты, туда и тебя. Представь: сидишь ты на толчке, и тут какой-то хрен вваливается и нагло пялится на тебя и хохочет. Клево?
В общем, мораль отдыхает, буржуи гребут деньгу, а в стране все больше уродов.
Дефенс?
"Хорошо, хорошо! Ты меня убедил" - надеюсь, ты так и думаешь. "Как защитить свои мозги от вредной рекламы? Я же не могу перестать смотреть телевизор, а тем более юзать компьютер!" (реклама здесь тоже буйствует) Выбросить в окно телек и комп - это, конечно, слишком радикальная мера, хоть и стопроцентная 8). Но мне кажется, что тебе просто нужно понять очевидные вещи и не забывать их во время просмотра рекламы и при покупке.
Цель рекламы - получить дополнительную прибыль, а не развлечь тебя. Даже объективно хорошую вещь тебе пытаются впарить дороже, чем следовало бы. Вывод: покупая что-то, рассматривай аналогичные продукты с позиции характеристики/качество/цена, а не с позиции разрекламированности марки. Сэкономишь кучу денег.
Делая выбор, обследуй как можно больше аналогичных товаров. Изучи все характеристики, причем в абсолютных показателях и общепринятых единицах, а не в виде "в 2 раза больше", "на 200% длиннее" и т.п. Продавцы обязаны предоставить тебе сертификаты качества, соответствия и другую инфу.
Для товаров ежедневного потребления не бойся пробовать новые марки. Может быть они удовлетворят тебя лучше и дешевле.
Сделав выбор, еще раз скажи себе, почему ты выбрал именно этот товар. Если в твоих доводах больше иррационального, типа "я доверяю "Bosh", потому что это крутая фирма", то ты - жертва рекламы.
Спроси себя: "А оно мне действительно так уж нужно?".
Защита от зомбирования
Еще раз просмотри основные приемы воздействия. Если ты их знаешь, то и различишь в рекламе без труда.
Обращай внимание на каждую мелочь (задний план, мелкие детали, мелкий текст, изменение музыкального сопровождения, как звук соотносится с изображением).
Не злись и не психуй, что рекламой прервали интересную передачу (фильм). В таком состоянии на тебя легче воздействовать. Наоборот: присмотрись внимательнее и постарайся понять, какие приемы воздействия применялись в данном ролике. Это очень интересное занятие. Я вот, например, при виде рекламы сразу потираю ручки и говорю про себя: "Ну-с, чем еще удивите, господа рекламисты?". Это очень приятно открыть новую разновидность паттерна. Шли свои мысли на сей счет на мое мыло - обсудим.
Рассматривай ролик не как единое целое, а как набор отдельных объектов (сцен, символов, звуков), тогда быстрее просечешь фишку.
Попробуй смешно пересказать сюжет ролика, попутно стебаясь над попытками тебя одурачить.
Сразу подмечай несоответствия типа громадных тяжеленных стеклянных кружек, которые ребятам из рекламы "Бочкарева" не в лом было переть с собой на рыбалку. Зачастую именно там и кроется злобный паттерн.
Не бойся заметить даже то, чего нет. Здесь-то как раз овердоз не страшен. 8)
Рекомендую заценить!
В этой статье не наберется и половины того, что хорошо бы знать про грязные методы в рекламе. Есть еще грязные технологии в политике, которые отличаются от описанных выше. Но журнал не резиновый. Поэтому не будь подопытной морской свинкой, а сбегай лучше по этим адресам:
http://black.pr-online.ru/ - Очень большой сайт, посвященный грязи в рекламе и связях с общественностью. Есть серьезные статьи. Проводятся дискуссии по отдельным особо острым темам. Постоянный мониторинг новых роликов, крутящихся на нашем ТВ, на предмет новых и старых рекламных трюков. Автор иногда страдает приступами паранойи, но статьи от этого хуже не становятся. 8)
http://kontrreklama.go.ru/ - этот сайт поменьше, и тут все более лаконично. Тоже есть разбор рекламных роликов. Хорошо оформлен (такие прикольные гифы!). Есть ссылки.
З.Ы.ключение
Прошу понять меня неправильно! Я не имею ничего против рекламы. Вся статья есть бред чистой воды, случившийся после ночи в Интернете и дня перед телевизором. Это произведение направляется Д.Шаповалову как самый оригинальный способ суицида. Согласитесь, ультраклево умереть, сваливая от эскадрона рекламистов и рекламодателей, оседлавших свои "мерсы" и размахивающих базуками и помповыми ружьями.
Телеманьяк Донор
Здорово, перец! Ты уже чистил сегодня третий глаз тибетским ершиком? Еще нет? Тогда ладно, можно читать дальше. Потому что здесь мы поговорим о вещах, имеющих стойкий налет мистики в массовом сознании и, тем не менее, мистикой не являющихся. Да, к таким вещам, как порча и сглаз, давно разработан научный подход, который объясняет большинство подобных явлений с научной точки зрения. И не только объясняет, но и позволяет использовать...
Итак, давай будем материалистами. Давай договоримся, что когда один человек произносит "заклинания" порчи, он оказывает влияние на второго чела через: веру в то, что на него наводят порчу, общий смысл произнесенной фразы и субъективное восприятие произнесенных звуков. С верой все вроде понятно и просто - если я ожидаю от чела какой-то гадости, то любое слово я буду воспринимать как эту самую гадость. Если к тому же все это произносится с совершенно серьезным выражением лица, уверенным голосом и тоном, не терпящим возражений... Общий смысл фразы - тут и объяснять нечего. А вот о восприятии звуков давай поподробнее...
Сказочка
Итак, загадка. Известно, что в одной сказке фигурируют два сказочных животных: Липеля и Жирфаща. Как ты думаешь, какое из них доброе, а какое злое? Почему ты так решил? Наверняка ты выбрал в добрые Липелю, а Жирфащу в злые. Потому что звуки "ф", "х", "ш", "щ" воспринимаются людьми как страшные и злые, а звуки "ж", "з", "р" являются страшными, сильными и одновременно злыми. Вот такие дела, перец. Конечно, существуют и добрые звуки, но мне кажется, что тебя они не заинтересуют... Так что теперь ты знаешь, что результат твоих слов всегда зависит не только от смысла произносимых фраз и не только от твоего невербального поведения (про нлп в этом номере читал? Нет?! Почитай!), но и от выбираемых звуков. Конечно, для грамотного наведения (или снятия) порчи желательно владеть навыками НЛП и гипноза, но несколько простейших заклинаний доступны для использования практически всем.
К примеру, существуют простейшие фразы для отпугивания - например, хулиганов на улице. Это фразы типа "Шуруй уж прямо, меня мусора уже жмут". Эта фраза, помимо обилия "правильных" звуков, имеет и определенный смысл: будешь ли ты продолжать приставать к челу, у которого, по-видимому, менты на хвосте? Несмотря на это, после произнесения этих слов - пока пристающий находится в легком ступоре - надо либо скрываться с места происшествия, либо бить - желательно ногой и в пах =). Как и после фраз: "Слышь, можешь идти, куда шел, или стоять, где стоишь" (вариант: "Слышь, можешь стоять, куда шел, или идти, куда стоишь!"). Для отпугивания хама-посетителя можно пользоваться фразами: "Накажу, страшно накажу, шуруй от греха" или "Ваши возможности наживать враждебность непостижимы". Опять же, после этого общение лучше всего разорвать - хотя бы просто отвернуться.
Существуют также фразы, направленные уже на запугивание. Например, так: "А я совершенно хорошо порчу навожу. Уж дождешься". Или: "Накажу, страшно накажу, чувствуете дрожь?". Есть также варианты пожелания общего или конкретного вреда, но их мы рассматривать подробно не будем - бумага, конечно, все стерпит, но лучше не надо.
Защита от порчи также существует. Самый первый принцип (он же называется психологическим айкидо) - согласись и пропусти мимо ушей. Например, почти стопроцентно в ответ на любое хамство или даже профессиональную порчу работает фраза: "Да, конечно". Главное при этом - не позволить фразе застрять у тебя в сознании.
Гипноз и психология - серьезное оружие. По крайней мере, это ты теперь знаешь. Ну а хочешь больше - изучай, читай, пробуй. Все у тебя получится, не правда ли?
Давай договоримся, что когда один человек произносит "заклинания" порчи, он оказывает влияние на второго чела через: веру в то, что на него наводят порчу, общий смысл произнесенной фразы и субъективное восприятие произнесенных звуков.
Здорово, перец! Знаешь, о чем у нас сегодня пойдет речь? Нет, все-таки не о пиве. И не о том, как проапгрейдить твою тачку за 1500 буказоидов или написать скрипт для аськи. Там большого ума не надо. А мы поговорим сегодня о психологии. И не удивляйся так сильно, ибо говорить мы будем не обо всей психологии, а конкретно об одном ее направлении - НЛП. Расшифровывается эта фича как нейролингвистическое программирование. Какое это имеет отношение к журналу СпецХ? Да вникай же ты: программирование! Сечешь? Да, сегодня мы поговорим именно о том, как программировать мозги твоей девушке, твоим родителям и корешам (ибо программировать их компы на автоматическое получение халявного доступа в Инет ты уже, надеюсь, научился ;-)). Заодно ты узнаешь о том, как компостируют мозги тебе наши славные политиканы и прочие засранцы. А по мере того как ты будешь внимательно, раз за разом, перечитывать материалы этого номера, ты научишься и проделывать кое-какие штучки самостоятельно. И пусть все окрестные пацаны завидуют твоим успехам на ниве скоростного съема девушек на улице и твоим способностям разводить на пиво и Инет совсем незнакомых людей. Так что глотни пивка, выключи свой усталый комп, устройся поудобнее в кресле и... слухай сюды.
Вродетогоистория
А началось все в начале 70-х в штате Калифорния, где один чувак по имени Джон Гриндер встретил другого по имени Ричард Бэндлер. (Поставь пиво, выпиши эти имена на бумажку и повторяй до тех пор, пока не спросишь себя: "А чего это я как попугай твержу одно и то же?". Порви бумажку, глотни еще пива и читай дальше.) Так вот, встретились они и задались вопросом: "А что такого делают успешные, выдающиеся люди, что отличает их от других работающих в этой же области? А КАК они делают все то, что делает их такими гениальными? Почему два специалиста, закончившие один и тот же институт и изучившие одни и те же теории, получают... хмм... настолько разные результаты - один известен на весь мир, а имени другого и непосредственный начальник не упомнит?" Ну, типа, спросили ребята: "Ну чё за дела, в натуре? Так дело НЕ пойдет!". И сели они думу думать.
А в это время в соседнем университете физиологи ставили очередной эксперимент - проверяли теорию Павлова (помнишь такого, у него еще собачек было много) по поводу условных рефлексов. Издевались ребята в тот раз над голубями. Запустят они в клетку голубя - а клетка-то не простая! Клетка с рычажком специальным - и когда голубь задевал за него хоть как-то, сверху еда сыпалась. Вот посадят они голубя в клетку, сами сядут рядышком пиво пить, а голубю - ни капельки и еды ни крошки. Посмотрит на это дело голубь - и ну давай по клетке тусоваться, мож, думает, где хавчик какой найду? Походит так задумчиво - да за рычажок невзначай и заденет. И еда каааак посыплется на него, прямо как манна небесная. И смекали тут голуби - рычажок-то не простой! Рычажок-то... это... необходимый! (Ну как ресет под виндами). И давай сразу, как проголодаются, - в рычажок тыкать. Но вот один голубь - ну, как тебе сказать - странный он был какой-то... Сидел сначала грустно и задумчиво, на экспериментаторов с пивом глядучи, а потом отвернулся, сказал им что-то на своем голубином наречии - и давай танцевать. И так танцевал, танцевал и дотанцевался... Задел-таки рычажок. И свалилась и на него пища. А как ты думаешь, что подумал голубь? Видимо, решил он, что в этом стремном месте кормят не за так, а за танцы! И теперь каждый раз, когда хотел покушать, танцевать начинал. И... дальше ты сам догадался (если нет - включай комп, сходи еще за пивом и заодно по дороге подари журнал кому-нибудь). На самом деле, ты понял: отучить его танцевать так и не смогли.
Рассказали эту историю тем двоим чувакам (ты их имена не забыл еще?), глотнули они еще пивка и вот какой вывод сделали: совершенно неважно, ЧТО думает человек о том, что отличает его от остальных специалистов и делает его уникальным. Важно лишь то, КАК он это делает. Да, совершенно неважно, что думает голубь о том, за что он получает еду, - важно лишь то, за какие рычажки он задевает! Сделав этот вывод, они выпили еще по бутылочке и пошли изучать поведение. Врубись - они были в этом первыми психологами! До этого психологи изучали успех или неудачи человека так: брался этот человек за шкирку, и его начинали долго и нудно расспрашивать о том, что он думает по поводу своих успехов или провалов. И, конечно, большинство с удовольствием рассказывало об этом. Только все их рассказы - например, о том, что они думают по поводу успешного общения - не помогали застенчивым и стеснительным людям научиться общаться лучше и получать от этого удовольствие...
Наши бараны
Но вернемся к нашим баранам... эээ... я хотел сказать - отцам-основателям. Как ты помнишь, они начали изучать поведение...
Моделирование. Да, именно так они и назвали процесс изучения поведения "по-новому" - моделированием. На самом деле это ключевой процесс в НЛП - изучение поведения и затем построение "модели" этого поведения, причем так, чтобы любой желающий мог взять эту модель, начать "вести" себя в соответствии с ней и (!!!) получить ТЕ ЖЕ результаты! Вскоре выяснилось, что для получения хорошей модели во многих случаях поведения недостаточно - нужно изучить еще внутренние процессы человека (т.е. не только то, как он действует, но и то, КАК он об этом думает, как представляет себе процесс достижения результата), но об этом мы поговорим чуточку позже... после еще одной бутылочки пива... А сейчас о том, чего же такого они наоткрывали в своих исследованиях.
Одной из первых моделей стала модель эффективного общения - "подстройки" или "раппорта". Служит она для создания у человека состояния "бессознательного доверия". Спрашиваешь, как это? Очень просто. У тебя наверняка есть знакомые, с которыми вы вместе делали какие-нибудь дела (ну, сервак МелкоМягких валили или номерами СС обменивались), ты работал с ними честно, и они отвечали тебе тем же. На основании своего опыта общения с ними ты предполагаешь, что если вы еще какое дело замутите, то они опять не подведут. То есть ты доверяешь им - сознательно! (И это правильно...) А теперь вспомни, было ли у тебя такое - ты человека первый раз в жизни видишь, ничего о нем не знаешь - но ты ему УЖЕ веришь? (И готов дать ему денег, номеров СС опять же отсыпать - а тут и до ключей от квартиры, где деньги лежат, недалеко. Ну понравился тебе человек). Бывало? Думаю, что да. Суть в том, что этому человеку ты доверяешь "бессознательно". Просто так. Думаешь, тут дело в ауре, карме (в прошлой жизни в одном болоте квакали), в информационных взаимодействиях? Все намного проще! Просто этот человек "подстроился" к тебе - либо специально учился, либо... ну... жизнь научила. Если все окрестные девчонки и так вешаются тебе на шею, а прохожие, только завидев тебя, наперебой предлагают тебе пиво - тебе не надо читать дальше, ты уже все умеешь. Если же нет (еще нет!) - то эта статья для тебя. Потому что дальше мы будем этому учиться.