Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Полный Газ!
PAUK-NET.RU - Бесплатный ADSL портал Чувашии > Информационные технологии > Статьи
<Xak>ep
Дмитрий Окунев

Хакер, номер #071, стр. 071-018-1

test_lab(test_lab@gameland.ru)

Данная статья взята из журнала ][akep.

Комплексный разгон системы

Если ты счастливый обладатель дорогущего компьютера, напичканного самым производительным железом, или в свое время сделал не менее дорогой апгрейд, то наверняка знаешь, что твое сокровище потеряет свой статус зверь-машины уже максимум через год, а затем и вовсе приобретет жутковатое прозвище Low-End. Это абсолютно естественный процесс, и сделать с этим ничего нельзя. Но, тем не менее, потянуть время до следующего похода в магазин вполне реально, для чего твоему железу необходимо дать небольшой толчок. Этим успешно занимаются оверклокеры – люди, если не дающие компьютеру вторую жизнь, то, по крайней мере, отдаляющие срок его выхода на пенсию при помощи разгона. Таким способом можно увеличить, пусть и ненамного, производительность любой из основных подсистем: процессора, памяти, видеокарты - и в результате получить прибавку в заветный пяток FPS в любимом шутере. Ничего сложного в этом деле нет, а насколько это полезно на практике, ты сейчас убедишься на нашем примере.

Разгон как явление

В настоящее время разгон стал уже не просто попыткой за меньшие деньги получить более производительное железо. Теперь это своеобразный спорт: оверклокеры ведут бесконечную борьбу за наибольшее количество баллов в известных тестовых пакетах типа 3DMark и за FPS в не менее известных играх. Те, кому удается поставить рекорд, становятся общепризнанными героями, их достижения пытаются побить вновь и вновь, идя на самые разные ухищрения, вплоть до использования дорогих экзотических систем охлаждения на фреоне или жидком азоте (ведь основной барьер для удачного разгона – это именно перегрев). Мы же в этой статье бить рекорды не собираемся. Наша цель – выяснить, насколько можно повысить производительность среднестатистической системы при ее разгоне.

Наша система

Компьютер, который подвергнется разгону, собран на базе процессора AMD Athlon XP 2500+ (ядро Barton) и материнской платы Epox 8RDA3I на чипсете nForce2 Ultra 400, отличающейся неплохими способностями к разгону, как и большинство продуктов этой компании. Ядра Barton, как показал опыт, умеренно греются и имеют хороший разгонный потенциал, что мы скоро и проверим. В системе также установлено 512 Мб памяти DDR400 (рабочая частота - 200 МГц) производства Hynix.

Подопытная видеокарта – Sapphire Radeon 9600XT со 128 метрами памяти на борту. Ее номинальные рабочие частоты составляют 500 МГц по GPU и 600 МГц по памяти. Прочая начинка указана во врезке. В общем, система – типичный середнячок, и поэтому разгонять ее будет еще интереснее.

Для качественного разгона необходимо хорошее охлаждение. И вот что у нас есть: на процессоре установлен кулер Glacialtech Igloo 2520 Pro, имеющий медное основание и скорость вращения вентилятора 2800 об/мин, а на видеокарте - простая, ничем не выдающаяся система охлаждения от Sapphire, не предусматривающая даже охлаждение модулей памяти.

Процессор: Socket A 512k FSB333 AMD Athlon XP (Barton) 2500+
Материнская плата: Epox 8RDA3I (nForce2, Socket A)
Винчестеры: 2x80Gb 7200rpm Seagate Barracuda ATA 100
Память: DIMM Hynix DDR400 PC3200 512Mb
Видеокарта: Sapрhire Radeon 9600 XT 128Mb
Приводы: DVD-ROM ASUS E616P1, CR-RW NEC 9200A, FDD
Корпус: ColorsIt ATX-L8003 350W USB+Audio

От себя

Если ты ждёшь от разгона увеличение скорости Видновс и игр, то стоит тебе поставить Windows XP Pro SP2. Почему? Во-первых, она стабильнее работает, меньше глюков, улучшена, зашита от внешних и внутренних атак, лучше распределяет ресурсы и имеет функцию увеличения скорости винды на 15%(с условием, что вы её включите).

Разгоняем процессор

Для начала займемся процессором. Напомним, что значение его тактовой частоты есть произведение частоты системной шины (FSB) на множитель. К примеру, у нашего камня тактовая частота равна 1800 МГц - это достигается путем умножения частоты FSB 166 МГц на множитель, приблизительно равный 11. Следовательно, разгон можно осуществить двумя путями: либо повысив частоту шины, либо увеличив множитель. К сожалению, на нашем процессоре множитель заблокирован и поколдовать над ним не удастся, поэтому все, что остается, - это увеличивать частоту FSB. Процесс осуществляется так: увеличиваем ее значение на несколько мегагерц, затем загружаем систему и тестируем ее на стабильность, для чего прогоняем несколько раз 3DMark’03. Мы выбрали именно его, потому что встроенный в 3DMark тест CPU очень чувствителен к переразгону, и если он пройдет успешно, с большой долей уверенности можно будет сказать, что все в порядке. Затем снова увеличиваем частоту шины и так далее. Во многих случаях прекрасно помогает поднятие напряжения на процессоре, правда, есть у этого и обратная сторона - тепловыделение существенно повышается.

Итак, начинаем гнать. В принципе, статистика показывает, что большинство Barton’ов с рейтингом 2500+ без особых проблем разгоняется до 3200+ (частота повышается с 1800 МГц до 2200 МГц). Проверим это на практике. Заходим в BIOS, находим пункт FSB Frequency, отвечающий за частоту системной шины, и выставляем значение в 200 МГц. Загружаем систему и после нескольких циклических проходов 3DMark’а видим, что все действительно в полном порядке - система работает абсолютно стабильно. Окрыленные успехом, продолжаем гнать дальше, теперь уже повышая частоту FSB по чуть-чуть. На отметке 210 МГц все еще в норме, но, достигнув 215 МГц, мы обнаруживаем первые признаки того, что система не справляется, - еще до запуска теста выскакивает недружелюбный синий экран смерти. Что ж, это поправимо - начинаем повышать напряжение на процессоре (VCore) до тех пор, пока не добиваемся стабильной работы. С дефолтного значения 1,6 В нам приходится поднять его до 1,7 В, после чего 3DMark снова легко проходит все тесты, показывая, что рубеж успешно покорен. Следующая остановка - 220 МГц, и на ней система снова начинает сбоить - видимо, мы уже подбираемся к пределу возможностей нашего процессора. Но пока потенциал еще есть, снова повышаем VCore, теперь целебное значение составило 1,75 В. На отметке 225 МГц нас снова ждет BSOD, так что питание снова приходится повысить - 1,775 вольт позволяют запустить 3DMark, но CPU Test все же выбрасывает в окна. Тогда мы повышаем его до 1,8 В и все-таки добиваемся желаемого. На этой отметке нам и приходится остановиться - повышение частоты FSB еще хоть на мегагерц вновь приводит к сбоям, а повышать питание дальше все-таки опасно. 1,8 В - это достаточно большое повышение VCore, процессор и без того теперь довольно сильно греется. Пожалуй, откатимся для большей убедительности еще на 5 МГц назад - и итоговая частота FSB составляет 220 МГц! Соответственно, достигнутая частота процессора - 2420 МГц. Это довольно хороший результат, и теперь настала пора перейти к следующему пункту.

От себя

В большинстве компьютеров увеличение напряжения на процессоре запрещено, т.е. значения заблокированы. Что делать? Если у тебя Атлон XP и увеличить напряжение на процессоре не удается, то та частота системной шины, которую вы получили, будет максимальной и гнать дальше через БИОС не получится, другое дело, если у вас материнская плата версии 64 там есть авто увеличение напряжения и вам не надо ничего изменять.

Ускоряем работу памяти

Пожалуй, самое правильное, что мы можем сделать с памятью для поднятия производительности, - это уменьшение ее таймингов. Небольшая справка: тайминги - это параметры чипов памяти, определяющие задержки при выполнении операций. Их вообще-то довольно много, но основных, действительно влияющих на производительность, всего четыре. Вот они: CAS Latency, RAS Precharge Time, RAS to CAS Delay и RAS Active Time. В системе они выглядят как 3-4-4-8 или, например, 2-2-2-5. Чем больше значение таймингов, тем выше потенциал разгона памяти по частоте, но тем ниже производительность самой подсистемы памяти, и наоборот - низкие тайминги повышают производительность, но снижают максимально возможную частоту работы. Поэтому при разгоне приходится искать баланс, при котором достигается наибольшая частота при наименьших таймингах. Кстати, в системах на базе процессоров Intel более важна способность памяти работать на высокой частоте, в нашем же случае как нельзя кстати придутся низкие тайминги. Сильнее всего влияет на результат параметр CAS Latency - производительность большей частью зависит именно от него, но при слишком низком значении он может не дать системе стартовать вообще.

Частота работы памяти в нашем случае повышалась при разгоне процессора синхронно с частотой FSB и сейчас составляет 220 МГц. Попробуем подобрать минимальные тайминги, при которых сохранится стабильная работа без необходимости понижать частоту. По умолчанию были выставлены значения 3-4-4-9, мы будем понижать каждый параметр в отдельности и тестировать результат на стабильность до момента, когда дальнейшее понижение начнет приводить к сбоям. Для тестирования мы используем неплохую утилиту TestMem86 - она создает системный диск (в архиве лежат образы дискеты и CD, так что выбор есть), с которого необходимо загрузиться, и далее циклически прогоняет n-ное количество тестов, показывающих стабильность работы подсистемы памяти.

После непродолжительного тестирования мы обнаружили предельно возможные тайминги 2.5-4-4-6. RAS Precharge Time и RAS to CAS Delay ниже четырех опускаться не захотели - TestMem86 выдал кучу ошибок, а при понижении CAS Latency до двух система попросту не проходила POST, о чем возвещал звуковой сигнал материнской платы.

Что ж, придется довольствоваться тем, что есть, так что перейдем к последнему (но далеко не по важности) разделу - разгону видеокарты.

Гоним видеокарту

Производительность видеокарты - наиболее важный фактор, влияющий на FPS в играх и баллы в тестовых пакетах (особенно в последних версиях 3DMark). К счастью, ее разгон - гораздо более простой процесс, чем операции над процессором или памятью. У ее две важнейшие характеристики - частота графического ядра и памяти. Питание на них повысить привычными методами нельзя, для этого используется хирургическое вмешательство - вольтмоддинг, но это уже не наша тема, поэтому все сводится к повышению рабочих частот до момента, когда появятся признаки переразгона. У чипа они проявляются в виде обычных зависаний или вылетов в систему, память же чаще всего выдает артефакты - выпадающие полигоны, глючащие текстуры и так далее. Для разгона мы будем использовать программу ATI Tray Tools (для плат на чипсетах nVidia существует великолепный аналог - RivaTuner), принцип действий все тот же, что и при повышении FSB: увеличиваем частоту на несколько мегагерц и тестируем в старом добром 3DMark, при успехе повторяем процедуру до победного конца.

От себя

На этом этапе я хочу тебя остановить. Почему? Потому что большую пользу принесёт установленные новые дрова для видео (NVIDIA 91.47). Как было замечено мной, что после установки новых дров и разгона я получил большую производительность, чем со старыми и, следовательно, потребуется тебе последней версии ATI Tray Tools и RivaTuner.

Первым делом мы занялись графическим чипом. Путем кропотливого тестирования было установлено, что максимально достижимая частота GPU составляет 620 МГц - при дальнейшем повышении в тесте происходил сбой, и драйвер перезагружал видеокарту. Но надо сказать, что это очень неплохой результат - многие платы на ATI Radeon 9600XT на такое не способны. По памяти результат похуже - 648 МГц с 600 номинальных, а уже при выставлении 650 МГц в 3DMark’03 начинали проявляться пресловутые артефакты (особенно это заметно в тесте Mother Nature).

Итак, мы разогнали систему, насколько смогли, теперь хорошо бы посмотреть, как это отразится на производительности.

Результаты тестирования

Посмотрим, как задранные до предела частоты повлияют на то, ради чего все это затевалось, - увеличение производительности. Еще раз напомним результаты разгона: частота процессора составила 2420 МГц против 1800 изначальных, память работает на таймингах 2.5-4-4-6 (было 3-4-4-9), а видеокарта с дефолтных 500/600 МГц разогналась до 620/648 МГц по чипу и памяти соответственно.

Мы прогнали систему в общепризнанных бенчмарках 3DMark 2001, 3DMark 2003, Aquamark 3, а также неигровом тесте PCMark 2004. До разгона было получено 11402, 3689, 28546 и 3165 баллов, после всех махинаций результаты составили 14131, 4279, 34547 и 4121 балл. Для наглядности все представлено на графиках, скажем только, что прирост составил до 21% в том же Aquamark’е.

Вывод

Думается, вопрос, стоит ли разгонять систему, теперь снят. Кто откажется от пусть и небольшой, зато абсолютно бесплатной прибавки к производительности любимого компа? Если ты решишь заняться этим интересным и полезным делом - выжиманием последних соков из своего железа, то не забывай про осторожность, ведь все возможные последствия будут только на твоей совести. Самое главное - используй хорошее охлаждение и обдумывай каждый свой шаг, и все эти предупреждения тебе не понадобятся. И не забывай, что результаты разгона зависят от множества факторов вплоть до неудачного экземпляра подопытной железки, так что не удивляйся, если твой результат легко обойдет наш или наоборот, останется далеко позади
Safus
мда...навалом таких статей в сети...
Safus
Хотя вчера из-за этой статьи я опять разогнал видюху smile.gif и поставил огромный кулер на нее...
GerVin
Интересно какого года статья, такие комплектующие (проц, мать) уже года 2 как в продаже не встречаются, и поэтому актуальность сего так себе. То же самое насчет видео - 9600 XT это средний класс позапозапозапрошлого поколения видюх от ATI, врядли кто-то сейчас их гонит, может в свое время погнали и забыли.
Safus
Статья более-менее свежая, т.к. упоминаются дрова NVIDIA 91.47, вышедшие совсем недавно...
GerVin
Цитата(Safus @ Sep 29 2006, 12:25) *
Статья более-менее свежая, т.к. упоминаются дрова NVIDIA 91.47, вышедшие совсем недавно...

Чой то я не понял, это как так ATI видео на Nvidia драйверах laugh.gif ? Или это просто заметки на полях smile.gif . В любом случае добиться простой сменой драйверов такого же прироста производительности как и при среднем разгоне невозможно. А для старых видеокарт новые драйвера часто вообще противопоказаны и владельцам каких-нибудь Ti 4200 и MX серий безопасней и надежней оставаться, скажем, на 70-й серии детонаторов.
Safus
Цитата(GerVin @ Sep 29 2006, 18:01) *
владельцам каких-нибудь Ti 4200 и MX серий безопасней и надежней оставаться, скажем, на 70-й серии детонаторов.

а поподробнее можно, почему безопасней и надежней?
Jay
имхо, нвидиа, чем новее их драйвера тем активнее она пытается показать крутость новых, и отстойность старых, но не за счет увелечения производительности новых видюх, а за счет нарошного торможения старых, вывод такой сделал после проверки 5900ХТ на 56 дровах и 9*, первые работают много-много быстрее...

PS: В атишных такого не встречал, все вроде гладко идет, без всяких всплесков, спадов, даже вон, адаптив антиализинг для старых видюх включили в последних версиях, хотя сначала только на новых было...
Safus
Цитата(jay @ Sep 29 2006, 20:22) *
имхо, нвидиа, чем новее их драйвера тем активнее она пытается показать крутость новых, и отстойность старых, но не за счет увелечения производительности новых видюх, а за счет нарошного торможения старых, вывод такой сделал после проверки 5900ХТ на 56 дровах и 9*, первые работают много-много быстрее...

PS: В атишных такого не встречал, все вроде гладко идет, без всяких всплесков, спадов, даже вон, адаптив антиализинг для старых видюх включили в последних версиях, хотя сначала только на новых было...

хм, любопытно. Какие дрова тогда посоветуешь для geforce 4 mx 440? Вещь довольно старая уже.
GerVin
Цитата(jay @ Sep 29 2006, 20:22) *
имхо, нвидиа, чем новее их драйвера тем активнее она пытается показать крутость новых, и отстойность старых, но не за счет увелечения производительности новых видюх, а за счет нарошного торможения старых, вывод такой сделал после проверки 5900ХТ на 56 дровах и 9*, первые работают много-много быстрее...

PS: В атишных такого не встречал, все вроде гладко идет, без всяких всплесков, спадов, даже вон, адаптив антиализинг для старых видюх включили в последних версиях, хотя сначала только на новых было...

Ерунда все это, никто специально ничего не тормозит, просто чем старее видеокарта, тем больше вероятность, что начиная с некоторого момента поддержка ее в видеодрайвере и оптимизация под отдельные приложения/бенчамрки будет прекращена. Сие есть как у NVidia так и у ATI. Достаточно посмотреть в тырнете на тесты видеодрайверов. Небольшые преимущества в новых версияих для новых видеокарт как правило есть и красных и у зеленых. Достиагется это усе как засчет новых возможностей видео, так и засчет оптимазаций разных (в том числе в свое время обе конторы были замечены в снижении качества ради скорости mad.gif ).

Цитата(Safus @ Sep 29 2006, 20:13) *
а поподробнее можно, почему безопасней и надежней?

Например в какой-нить новой версии драйвера для отдельной видеокарты повышается напряжение на чипе или памяти, не дай бог случайно под замес попадешь biggrin.gif , хотя это шутка конечно, такое маловероятно, на самом деле просто на старой версии драйвера просто может быть больше скорость чем на новой. Посмотри в инете, есть обзоры посвященные именно тесированию старого видео (как раз примерно твоего класса) в разных версиях драйверов, почему то я помню что там лучше всего были какие-то драйвера 70-й серии (из старых детонаторов, 80-к и 90-х)
<Xak>ep
Не важно какие комплектующие (проц, мать) , разгонять вы будете свой комп, а это для примера.
Новые драйвера для видео я ставил на GeForse FX 6600 256 mb и у меня игры стали идти быстрее (с разгоном в Riva Tuner), да и узнакомого тоже, хотя у него видюха слабее. Увеличить скорость можно путем оптимизации драйверов, но проблема в том, что версия программы подходит для Nvidia 78.05 (для ATI не встречал), так что во время инталяции надо отказаться от установки драйвера. Далее запускаем nHancer.exe находим игру и выбираем в настройках Otimizations и делаем настройки, потом tools -> write all profiles to registry. Для автозапуска прогу ставим галку Options -> Show Tray Icon.
Прога NGO NVIDIA Optimized Driver v1.7805, мож и новее есть, но в дс++ тока эта.
Safus
Цитата(<Xak>ep @ Sep 30 2006, 13:16) *
Не важно какие комплектующие (проц, мать) , разгонять вы будете свой комп, а это для примера.
Новые драйвера для видео я ставил на GeForse FX 6600 256 mb и у меня игры стали идти быстрее (с разгоном в Riva Tuner), да и узнакомого тоже, хотя у него видюха слабее. Увеличить скорость можно путем оптимизации драйверов, но проблема в том, что версия программы подходит для Nvidia 78.05 (для ATI не встречал), так что во время инталяции надо отказаться от установки драйвера. Далее запускаем nHancer.exe находим игру и выбираем в настройках Otimizations и делаем настройки, потом tools -> write all profiles to registry. Для автозапуска прогу ставим галку Options -> Show Tray Icon.
Прога NGO NVIDIA Optimized Driver v1.7805, мож и новее есть, но в дс++ тока эта.

посмотрел я прогу эту. не то, имхо. Riva tuner роднее biggrin.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.